Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
«Зарница»
Направленность: военно-патриоитческая
Возраст учащихся: 11 – 18 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования
Канева Татьяна Николаевна
Сыктывкар 2016
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы.
Военно-патриотическое воспитание школьников включает в себя начальную военную, военно-техническую, морально-психологическую подготовку. В основе практики военно-патриотического воспитания должен лежать принцип единства всех его составных частей, что позволит наиболее полно сформировать качества: любовь к стране, дисциплинированность, мужество, волю, смелость, находчивость, силу, выносливость и ловкость. Школьники должны получить хорошие навыки по строевой, стрелковой, медико-санитарной подготовке, по основам тактической подготовки.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Навыки юнармейских специальностей школьники получают в течении
учебного года. Свои умения и навыки проверяют и закрепляют в тактических военных и подвижных спортивных играх на местности, комбинированных эстафетах, смотрах, конкурсах, викторинах.
Настоящая дополнительная образовательная программа модифицированная, рассчитана на 1 год для учащихся, успешно завершивших 3-х годичный курс обучения по программе «Школа юнармейца».
В основу данной программы положены программы, разработанные:
- педагогом-организатором РЦДО РК Биченовым Алексеем Александровичем;
- педагогом дополнительного образования ДЮЦ г. Петрозаводска Акуловым А.А., (опубликована в Интернете на сайте Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр г. Петрозаводска);
В настоящей дополнительной образовательной программе реализованы требования федеральных законов: «Программа гражданско-патриотического воспитания молодежи», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О защите населения и территорий от ситуаций природного и техногенного характера».
Программно – методическое обеспечение
Программа осуществляется в целях личностного, всестороннего развития детей и подростков, активизации их патриотического воспитания, осознания ими своего долга перед Отечеством, изучения традиций и истории Российской Армии и Флота, развития физкультуры и спорта, привития навыков безопасного поведения в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях. Через пропаганду здорового образа жизни, развитие традиций военно-патриотического воспитания, совместную деятельность детей и взрослых мы пытаемся решить важнейшие воспитательные задачи:
1. Социально-психологическая задача (помощь в саморегуляции, самоопределении личности)
2. Организация деятельности детей, как активной формы проявления их отношения к окружающему миру.
3. Формирование гражданина - защитника Отечества.
4. Формирование всесторонне развитой, законнопослушной личности.
Цель программы
Гражданско-патриотическое и военно-спортивное воспитание учащихся и создание для детей и подростков в возрасте от 11 до 18 лет развивающей среды, посредством включения их в активную деятельность и подготовки к последующему этапу образовательной и практической деятельности в рамках городских и республиканских программ военно – патриотических игр «Зарница», «Орленок», «Школа безопасности».
Задачи:
1. Формирование понимания участниками программы сложного пути развития Отечества и
их возможной роли в создании будущего.
2. Обучение сопутствующим технологиям и умениям через игровую, проектную, познавательную и трудовую деятельность.
3. Индивидуальное развитие участников объединения.
4. Знакомство участников с предназначением Вооруженных Сил России.
5. Воспитание качеств коллективизма, товарищества, взаимопомощи.
6. Формирование гражданственности, патриотизма.
7. Пропаганда здорового образа жизни.
8. Популяризация физической культуры и спорта среди молодёжи, приобщение её к систематическим занятиям физкультурой и спортом, подготовка к сдаче норм ГТО.
Концептуальная база программы
Военно-патриотическое воспитание является одним из направлений работы МУ До «ЦДТ», построенном на принципах гуманистического воспитания, активного взаимодействия с
общественными организациями города и Республики, пропаганды здорового образа жизни и самореализации участников объединения. В воспитательной системе важным элементом является принцип сотворчества в ней. В этом возрасте для детей и подростков важны коллективно-оценочные характеристики. Общение с группой, отношение группы к данному участнику объединения является для последнего одним из основных мотивов его деятельности.
Прогнозируемые результаты
• Повышение уровня физической и военной подготовки учащихся
• Повышение интереса к туризму и спорту
• Приобретение спортивных и туристических навыков
• Развитие чувств патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу России
• Освоение основных правил поведения в обществе;
• Освоение базовых принципов коллективно-групповой деятельности;
• Личный рост в коммуникативной сфере организаторских навыках, освоение основ
безопасности жизнедеятельности;
• Начало формирования способности к рефлексии, этическому самоопределению;
• Получение глубоких знаний о начальной военной подготовке.
Механизм оценки результатов
• Выезды на городские и республиканские соревнования «Зарница», «Орленок», «Школа безопасности», «АРМи – 2017», и другие соревнования.
• Освоение обучающих программ: посредством игровой командной деятельности, зачетов,
сборов, соревнований.
• Роста организаторских умений: по результатам участия в организации мероприятий, проектов и программ – на основе самооценки, оценки участников объединения, педагогов, специалистов.
• Личного роста: на основе самооценки, оценки участников объединения, педагогов, специалистов.
Воспитательная система
Тип воспитательной системы: социальная ориентация.
В основу системы положен комплекс приоритетных ценностей: справедливость; общество; коллектив; демократия; толерантность; сотрудничество; патриотизм; семья; совместный труд и т. д. В данной воспитательной системе воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающего поколения.
Вид воспитательной системы
Воспитательная система коллективной творческой деятельности
Цель воспитания
Цель воспитания направлена на воспитание гражданина:
- осознающего и принимающего ценности человеческого общества, социального взаимодействия, свободы, демократии и социальной ответственности;
- справедливого по отношению к окружающим;
- соблюдающего принципы равноправия и ненасилия в процессе взаимодействия с
людьми;
- социально активного, законопослушного гражданина и патриота своей страны;
- успешно выполняющего весь спектр социальных ролей: ребенка; ученика, жителя
микрорайона и города; члена детского сообщества; гражданина своей страны.
Компоненты воспитательной системы
Используются педагогические технологии: коллективной творческой деятельности,
ролевой игры, социального проектирования, тренинга, соревнований, общественно-полезных и патриотических акций и другие.
Ключевыми направлениями работы могут являться:
- Социальная адаптация обучаемых, направленная на формирование умений выполнять
социальные требования и решать различные социальные проблемы;
- Социальная реабилитация обучаемых. Восстановление утраченных ими способностей
успешного взаимодействия с социумом;
- Социальное творчество обучаемых, направленное на преобразование окружающей
социальной среды и самих себя;
Компоненты воспитательной системы:
- Создание системы социально-педагогической помощи и поддержки обучаемых;
- Организация деятельности по тематическим периодам на основе коллективной
творческой деятельности;
- Система обучения социальным навыкам (безопасность жизнедеятельности, общение и
коммуникация, самореализация, профориентация, социально-правовое образование);
- Вовлечение обучаемых в сообщество людей, ведущих здоровый образ жизни и
отказавшихся от вредных привычек;
- Система взаимодействия с семьей;
- Участие в различных социальных проектах и акциях;
Работа с родителями:
- Включение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные акции обучаемых,
педагогов и родителей;
- Социально-педагогическое просвещение родителей;
- Создание успешных условий для проявления социальной активности родителей и их
детей.
Диагностика достижения воспитательных результатов
Основными результатами воспитательной деятельности являются:
- Достижения обучаемых в различных социальных сферах;
- Развитие лидерских качеств и организаторских навыков;
- Уровень сформированности коммуникативной культуры;
- Сплоченность коллектива;
- Широта социальных связей;
Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов:
- Изменение статуса воспитанника в объединении;
- Тестирование уровня социальной адаптации и сформированнности ценностных
ориентаций;
- Набор достижений воспитанника;
- Оценка социума.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы: в том, что она в полной мере позволяет подросткам освоить юнармейское дело, увлекает их гражданско – патриотическим воспитанием.
Данная программа ориентирована на учащихся 11-18 лет, с целью вовлечения их в детско-юношеские движения «Зарница», «Орленок», «Школа безопасности» и является логическим продолжением курса «Школа юнармейца/
Сроки реализации дополнительной образовательной программы – программа рассчитана на 1 учебный год.
Формы и режим занятий – занятия проходят в форме подачи теоретического и практического материала два раза в неделю по два часа.
Количество часов: Программа рассчитана на 144 час в год по 4 часа в неделю.
Практики – 52 час., теории – 92 час.
Формирование учебных групп производится на добровольной основе.
Основным контингентом являются обучаемые в возрасте от 11 до 18 лет.
К программе прилагается календарно-тематическое планирование
Учебно – тематический план
П.н. Тема Теория Практика Всего
1 Основы медицинских знаний 18 10 28
2 Огневая подготовка 8 22 30
3 Строевая подготовка 4 20 24
4 ГО и ЧС 10 10 20
5 Вынужденное автономное существование 12 12 24
6 Физическая подготовка 14 14
7 Досуговая программа (соревнования, конкурсы) 4 4
Итого 52 92 144
Календарно – тематический план
П.н. Дата Раздел Тема занятия Теория Практика Всего
1-2 Введение Вводное занятие Вводная диагностика 2 2
3-4 Раздел 1.
Основы
медицинских знаний Правила оказания первой медицинской помощи
Понятие о ране. Классификация ран. 2 2
5-6 Виды кровотечений и их характеристика.
ПМП при ранениях. 2
2 4
7-8
9-10
11-12 Правила наложения повязок.
ПМП при синдроме длительного сдавливания.
ПМП при кровотечения 2
2 4
13-14
15-16
Понятие о переломах и травматическом шоке.
ПМП при переломе. 2
2 4
17-18 ПМП при ожогах
ПМП при остановке сердца и прекращении
дыхания 2 2
19-20 ПМП при отморожениях, тепловом и солнечном
ударах, утоплении, укусах ядовитыми змеями и
насекомыми. 2 2
21-22 Радиационные поражения людей. Лучевая
болезнь.
ПМП при радиационных поражениях 2 2
23-24 Предназначение и правила пользования аптечкой
индивидуальной (АИ-2). 2 2
25-26 ПМП при поражении АХОВ
Токсикомания и ее генетические последствия
Профилактика инфекционных заболеваний 2 2
27-28 Транспортировка пораженных и больных.
Зачет №1 «Оказание ПМП» Тест. 2 2
Итого 18 10 28
29-30
31-32
Раздел 2
Огневая подготовка Меры безопасности при стрельбе из
пневматической винтовки.
Стрельба из пневматической винтовки стоя 2
2 4
33-34
35-36
Устройство ПВ. Теория стрельбы
Стрельба из пневматической винтовки с колена 2
2 4
37-38
39-40 Правила стрельбы. Условия выполнения
упражнений.
Стрельба из пневматической винтовки лежа 2
2 4
41-42 Устройство и ТТД автомата Калашникова 2 2
43-44
45-46 Стрельба из пневматической винтовки и пистолета 2
2 4
47-48
49-50 Неполная разборка и сборка АК. 4 4
51-52
53-54 Полная сборка – разборка автомата 4 4
55-56
57-58
Зачет№2 «Сборка – разборка автомата». Сдача нормативов
Зачет №3 «Стрельба из пневматической винтовки» , Сдача нормативов 2
2 4
Итого 8 22 30
59-60
Раздел 3
Строевая подготовка Строи отделения. 2 2
61-62 Обязанности солдата в строю и перед
построением. 2 2
63-64 Строевая стойка 2 2
65-66 Повороты на месте. 2 2
67-68 Движение строевым шагом 2 2
69-70 Повороты в движении 2 2
71-72 Отдание воинской чести в строю и в движении 2 2
73-74 Выход из строя и подход к начальнику 2 2
75-76 Размыкание и смыкание отделения 2 2
77-78 Ответ на приветствие в строю и в движении 2 2
79-80 Движение с песней 2 2
81-82 Зачет №4 «Строевой смотр» 2 2
Итого 4 20 24
83-84
Раздел 4
ГО и ЧС Оружие массового поражения 2 2
85-86
87-88 Правила пользования противогазом
Работа с противогазом 2
2 4
89-90
91-92 Правила пользования ОЗК
Работа с ОЗК 2
2 4
93-94 Частичная санитарная обработка 2 2
95-96 Коллективные средства защиты 2 2
97-98 Изготовление ватно-марлевой повязки 2 2
99-100 Действия при вспышке ядерного взрыва. Преодоление участка зараженной местности 2 2
101-102 Зачет №5 «Действия при ЧС», Тест. 2 2
Итого 10 10 20
103-104
Раздел 5
Вынужденное автономное существование Автономное существование человека в
природных условиях 2 2
105-106
107-107 Ориентирование на местности без карты
Отработка навыков ориентирования 2
2 4
109-110
111-112 Ориентирование на местности по карте
Отработка навыков ориентирования 2
2 4
113-114
115-116 Движение по азимуту
Отработка навыков работы с азимутом 2
2 4
117-118 Сигналы бедствия 2 2
119-120 Топознаки 2 2
121-122 Устройство временного жилища 2 2
123-124 Добывание огня и устройство костра. Обеспечение пищей и водой 2 2
125-126 Зачет №6 «Выживание в экстремальных условиях». Тест 2 2
Итого 12 12 24
127-128
Раздел 6
Физическая подготовка Челночный бег 4х10 метров 2 2
129-130 Бег 60 метров 2 2
131-132 Бег 1000 метров. Кроссовая подготовка 2 2
133-134 Прыжок в длину с мест 2 2
135-136 Метание гранаты 2 2
137-138 Комплексное силовое упражнение 2 2
139-140 Итоговый зачет №7 «Общая физическая подготовка». Сдача нормативов 2 2
Итого 14 14
141-142
Раздел 7
Досуговая программа (соревнования, конкурсы) Соревнования 2 2
143-144 Конкурсы 2 2
Итого 4 4
Всего за год 52 92 144
Этапы аттестации учащихся
и текущего контроля успеваемости по программе «Зарница»
I год обучения
Виды аттестации, сроки проведения Цель Содержание Форма Критерии
Текущий контроль успеваемости.
Входящая диагностика.
Сентябрь Определить исходный уровень подготовленности учащихся Введение в деятельность.
Входящая диагностика. Тестирование Приложения в УМК
1
Промежуточная
Аттестация.
Октябрь Определить уровень усвоения пройденного материала Тема: «Оказание ПМП» Тестирование Приложения в УМК 2
Промежуточная
Аттестация.
Ноябрь
Определить уровень усвоения пройденного материала Тема:
«Сборка – разборка автомата». Сдача нормативов Приложения в УМК 3
Промежуточная
Аттестация.
Декабрь
Определить уровень усвоения пройденного материала Тема:
«Стрельба из пневматической винтовки» Сдача нормативов Приложения в УМК 4
Промежуточная
Аттестация.
Февраль
Определить уровень усвоения пройденного материала Тема:
«Строевой смотр» Сдача нормативов Приложения в УМК 5
Промежуточная
Аттестация.
Март
Определить уровень усвоения пройденного материала Тема:
«Действия при ЧС» Тестирование Приложения в УМК 5
Промежуточная
Аттестация.
Апрель
Определить уровень усвоения пройденного материала Тема:
«Выживание в экстремальных условиях» Тестирование Приложения в УМК 6
Итоговая аттестация.
Май Определить уровень усвоения полученных знаний, умений, навыков
Тема: «Общая физическая подготовка». Сдача нормативов Приложения в УМК 7
Учебно-методический комплекс, дидактическое обеспечение,
информационно-технологическое и материально-техническое обеспечение.
Для реализации данной программы создана учебно-материальная база на основе партнерства с отделом военного комиссариата РК, службами ГО и ЧС, советом ДОСААФ РК, Красного Креста, структурами образовательного пространства и общественными организациями.
Для реализации данной программы имеются: средства индивидуальной защиты, компьютерные системы, пневматические винтовки, массо-габаритные модели АК-74, турснаряжение, наглядные средства (таблицы, плакаты), Видеоматериалы, учебная литература, другие средства.
При организации образовательного процесса используются методические
Разработки республиканских игр «Зарница», «Орленок», «Школа безопасности».
Список использованной литературы.
1. Научно-методический журнал «Классный руководитель»
2. Дни воинской славы России. Москва, ООО Глобус, 2007
3. Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989 г.
4. Буров А.И. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников: (сборник сочинений). - М.: Просвещение, 1975 г.
5. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России // Проблемы воспитания патриотизма. - Вологда.: ВИРО, 2004.
6. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М.: Издательство Мысль, 1984 г.
7. Вангородский и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 класс.- М., Вентана, 2008 .
8. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во ДОСААФ, 1996
9. Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. - М.: Педагогика, 1982 г.
10. Каунас А.Я. Сборник статей. Начальная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание. - М.: «Швиеса», 1976 г.
11. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1978 г.
12. Лукашов П.Д. Военно-спортивные игры на местности. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978 г.
13. Основы медицинских знаний. Под ред. М., Просвещение, 1985.
14. Становов Н.М. Военно-патриотическое воспитание призывной молодежи: Сборник статей. - М.: Издательство ДОСААФ, 1975 г.
15. Тетушкина Л.Н. Уроки воспитания патриотизма. ОБЖ №8, 2005 г.
16. Хромов Н.А. Основы военной службы. ОБЖ, №8, 2005 г.
17. Чиняков М.Н. Уроки патриотизма. ОБЖ, №8, 2005 г.
18. «Патриот отечества» №9,2004 г.
19. Тупикин Е.А. , Евтеев В.А. «Основы безопасности жизнедеятельности» 2007 г.