КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
школьной историко-краеведческой,
этнографической экспедиции
«Вниз по Сысоле - реке»
Участники:
учащиеся МУ ДО «Центр детского творчества» г. Сыктывкар в возрасте 12-18 лет
Составитель:
Канева Т.Н, педагог-организатор МУ ДО «ЦДТ» г. Сыктывкар
Сыктывкар, 2016
Введение
Сыктывдинский район республики Коми – один из крупных, имеет достаточно глубокую и интересную историю, богатые историко-культурные традиции, большой информационный и методический потенциал (историко – краеведческие музеи с.с. Пыелдино, Вотча, Первомайский), разработанные образовательные историко-краеведческие маршруты, квалифицированные кадры для организации летнего историко-культурного, научно-исследовательского и оздоровительного отдыха детей. Историко- краеведческий компонент программы «Вниз по Сысоле - реке» успешно сочетается с оздоровительной спортивно - туристической направленностью лагеря. Работа с малыми группами позволяет не только максимально сочетать воспитательный и образовательный процесс, но и раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка – участника экспедиции.
Цели:
- формирование у участников экспедиции чувства уважения к историко-культурным ценностям коми народа через вовлечение их в научное, эстетическое и эмоционально-чувственное познание культурно-исторических объектов, сохранение традиций и обычаев коми народа;
- организация активных форм отдыха и оздоровления детей.
Задачи:
Обучающие:
- сбор историко – краеведческого, этнографического и фольклорного материала в населенных пунктах, расположенных по берегам р. Сысолы.
- закрепить и расширить имеющиеся у участников экспедиции знания об историко-культурном наследии Коми республики и Сысольского района;
- обучить участников экспедиции методам работы с источниками информации;
- обучить участников экспедиции умению составлять опросники, вести интервью;
- познакомить учащихся с историческими достопримечательностями и историко-культурными традициями местного населения Сысольского района.
- формирование гражданско – патриотических чувств, любви к своей малой Родине.
- формирование интереса к изучению истории, культуры, традиций народа коми.
- развитие научно – познавательного интереса, формирование исследовательских навыков у учащихся.
Развивающие:
- расширить представления детей о личной роли каждого из них в сохранении историко-культурного наследия своей республики;
- развивать коммуникативные умения и способности, формировать навыки взаимодействия с окружающими;
Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к историко-культурным ценностям, народным традициям, к навыкам научно-культурного поведения и результатам своей деятельности в области исторического краеведения;
- формирование навыков самостоятельности, ответственности, самодисциплины, умения выживать в экстремальных ситуациях
- формирование здорового образа жизни у подростков, развитие туристических навыков.
Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Национальная стратегия действий в интересах детей Российской Федерации до 2017 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761;
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 мая 2013 г. № 25 "Об утверждении СанПиН 2.4.4. 3048-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа"
5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» от 17.11.2015 г. №1239;
6. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране окружающей среды», Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования;
Участники экспедиции
В экспедиции принимают участие 20 учащихся МУ ДО «ЦДТ» в возрасте от 12 до 18 лет на основании письменного заявления родителей (лиц, их заменяющих), имеющие медицинский допуск (справка № 079/у и выписка из прививочной карты) и проинструктированные по правилам техники безопасности в полевых условиях и автотранспорте.
Участниками Экспедиции являются учащиеся детских объединений УИКНО (ученическое историко-краеведческое научное общество) «Надежда науки» и военно-патриотического клуба «Ратник», а также учащиеся образовательных организаций г. Сыктывкара, проявляющие стабильный интерес к историко-краеведческой и научно-исследовательской деятельности.
Продолжительность и сроки реализации программы
Продолжительность Экспедиции – двенадцать дней.
Экспедиция организуется во время летних школьных каникул.
Сроки проведения Экспедиции – с 16 июня по 27 июня 2016 года.
Кадровое обеспечение
Проведение экспедиции обеспечивают пять сопровождающих: педагогические (2 чел.), научные работники (2 чел.) и медицинский работник:
№ Сопровождающие лица Функциональные обязанности
1. Руководитель Экспедиции - подготовка необходимой документации;
- согласование и заключение договоров;
- комплектация группы участников Экспедиции;
- закупка и подготовка необходимого оборудования и снаряжения;
- закупка и подготовка продуктов питания;
- руководство ходом Экспедиции;
- выполнение функций повара и обеспечение участников пятиразовым питанием;
- подготовка отчета по результатам Экспедиции.
2. Научный руководитель - реализация образовательной программы в части организации учебной и экспедиционной деятельности участников;
- научное руководство этнографической экспедицией .
3. Педагог-организатор - реализация образовательной программы в части организации досуговой и физкультурно-спортивной деятельности участников;
- подготовка отчета по результатам Экспедиции.
4. Медицинский работник - контроль за соблюдением санитарных правил, правил личной гигиены, режима дня, режима питания;
- организация и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий;
- оказание первой медицинской помощи;
- при необходимости сопровождение ребенка при транспортировке в лечебно-профилактическое учреждение;
- подготовка отчета по результатам Экспедиции.
Все лица, сопровождающие участников экспедиции, должны пройти профессиональную гигиеническую подготовку, аттестацию и медицинское обследование в установленном порядке, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.
Содержание программы
Компоненты (направления) программы
Учебный Досуговый Спортивно-оздоровительный
- выходы-интервью;
- деловые историко-этнографические, историко-краеведческие игры, тренинги;
- освоение методик полевых исследований;
- разработка историко-краеведческих проектов;
- итоговая полевая конференция - игровая деятельность (дидактические игры, народные игры, массовые игры);
- мастер-классы;
- тематические творческие мероприятия, конкурсы;
- утренние зарядки;
- спортивные игры (пионербол, волейбол, футбол и др.);
- подвижные командные игры;
- сплав по реке на катамаранах
Реализация программы опирается на опыт проведения детских историко-краеведческих, этнографических экспедиций «Этнопутешествие по реке Вымь» (2002,2004,2006,2010 г.г), «Этнопутешествие по реке Илыч Троицко-Печорского района» (2003,2005,2006 г.г.), «По следам переселения коми за Урал. Путешествие по реке Пелым Свердловской области (2000, 2001, 2005)» и другие
Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения участников экспедиции в познавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящей удовлетворение от участия в ней. Участники экспедиции сами оперируют учебным содержанием (только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта, формируется способность и самообучению, самоорганизации).
Структура учебной мотивации связана с эмоциональной сферой, поэтому педагогами и научными сотрудниками создаются условия, в которых учебная деятельность для учащегося будет успешна в любом случае.
Реализация программы осуществляется по двум содержательным линиям:
1. «Мое интервью», содержательная линия направлена на:
- закрепление и расширение, имеющиеся у участников экспедиции знания о технике интервьюирования. Во время выходов на интервью со старожилами ребята расширяют своё представление о роли исторического краеведения. Учебные занятия сочетают в себе несколько видов деятельности и предусматривают переход от теоретической части к практической. Под руководством ученых ИЯЛИ КНЦ УРО РАН дети знакомятся с методиками полевых исследований и осуществляют их реализацию.
-воспитание ценностного отношения ко всем историко-культурным объектам и источникам информации.
2. «Я и Моя группа», содержательная линия, направленная на:
- расширение представления участников лагеря о личной роли каждого из них в историко –краеведческой, этнографической экспедиции;
- развитие коммуникативных умений и способностей формировать навыки взаимодействия с окружающими при решении любых возникающих проблем;
- обучение участников экспедиции методам эмоционально-чувственного восприятия окружающей среды;
- развитие коммуникативных умений и способностей формировать навыки взаимодействия с окружающими посредством участия в досуговых мероприятиях и дежурстве по лагерю.
Учебный процесс протекает в полевых условиях. Для участников экспедиции разработаны общие опросники. Кроме этого, в соответствии с выбранной темой будущего исследования, каждый участник, под руководством научных сотрудников, разрабатывает свой опросник, в соответствии с которым проводит интервьюирование, ведет записи. Каждый участник ведет свой полевой дневник, занимается фото или видеофиксацией. Педагоги и научные руководители при этом организуют учебный процесс таким образом, чтобы участники экспедиции могли максимально полно и эффективно мобилизовать свои знания и воспользоваться имеющимся опытом. Для этого организуются:
• Выходы на интервью
• мини-исследования и наблюдения
• тренинги, консультации научных сотрудников
• самостоятельная работа над темой исследования
Основные педагогические подходы в реализации программы
1. Научный подход (информация, преподаваемая участникам экспедиции должна быть научно обоснованной, достоверной, современной);
2. Практико-ориентированный подход (знания детьми приобретаются не ради знаний, а для применения на практике);
3. Индивидуальный, личностный подход, учитывающий интересы и особенности каждого ребенка;
Прогнозируемый результат
Предполагается, что в процессе освоения программы участники экспедиции достигнут следующих результатов:
1. Образовательный результат:
- расширение знаний о культурном и историческом наследии Коми края;
- овладение методиками интервьюирования;
- умение вести полевую документацию;
- умение разрабатывать, представлять и защищать научно-исследовательские краеведческие проекты.
2. Личностный результат:
- понимание себя как части историко-культурного социума;
- способность к работе в команде, к сотрудничеству;
3. Оздоровительный результат:
- укрепление здоровья;
- приобретение опыта активного, здорового и безопасного образа жизни.
Распорядок дня
Время мероприятия примечания
8.00 Подъем Распорядок дня может меняться в зависимости от каждодневного плана деятельности (организованная помывка в бане, передвижение от одного населенного пункта к другому, и т.д.)
8.00 – 8.30 Утренний туалет
8.30 – 9.00 Утренняя зарядка
9.00 – 9.40 Завтрак
9.40 – 10.00 Утренняя линейка
10.00 – 13.00 Учебная деятельность
13.00 – 14.00 Обед
14.00 – 15.30 Свободное время, дневной отдых, тихий час
15.30 – 16.00 Полдник
16.00 – 18.00 Спортивно-оздоровительные мероприятия
18.00 – 18.40 Ужин
18.40 – 21.00 Творческие, досуговые мероприятия
21.00 – 21.30 Второй ужин
21.30 – 22.00 Вечерний туалет
22.00 Отбой
Учебно-тематический план
№ Раздел Количество часов
теория практика всего
1. Техника безопасности (на автотранспорте, в полевых условиях, на водных объектах) 2 0 2
2. Учебная деятельность 2 13 15
2.1. Правила разбивки и сворачивания палаточного лагеря 0 2 2
2.2. Тренинг «Техника интервью» 1 0 1
2.3. Памятники истории и культуры Сысольского района 1 3 4
2.4. Эмоционально-чувственное восприятие природного и исторического окружения 0 2 2
2.5. Экскурсия в историко-краеведческий музей с. Пыелдино 0 3 3
2.6. Экскурсия по с. Вотча (древнее городище Гуль –Чунь, Вотчинская церковь)
0 2 2
2.7. Экскурсия в историко-краеведческий музей п. Первомайский 0 1 1
3. Досуговая деятельность 0 17 17
3.1. Мы вместе
(мероприятия и тренинги на знакомство, сплочение и коммуникацию) 0 12 12
3.2. Мастер-класс «Вниз по Сысоле - реке» 0 1 1
3.3. Игра - викторина «Моя республика» 0 1 1
3.4. Игра – викторина «Они прославили нашу Республику» 0 1 1
3.5. Коми народные игры 0 2 2
4. Спортивно-оздоровительная деятельность 0 10 10
4.1 Спортивные командные игры, эстафеты, соревнования 0 10 10
ИТОГО 4 40 44
Содержание программы (по дням реализации)
дата мероприятия ответственные лица место проведения
16 июня Организационное собрание участников экспедиции,
инструктаж по технике безопасности в пути и полевых условиях руководитель экспедиции МУ ДО «ЦДТ»
Выезд на место начала экспедиции педагог-организатор п. Палауз
Установка лагеря руководитель экспедиции п. Палауз
17 июня Тренинг «Правила поведения на реке» руководитель экспедиции п/л, п. Палауз
Подготовка плавсредств руководитель экспедиции п/л, п. Палауз
Работа со старожилами п. Палауз. Интервьюирование старожилов п. Палауз Научные руководители П. Палауз
«Мы вместе» (игры на сплочение и коммуникацию) педагог-организатор п/л
Спортивные командные игры, эстафеты, соревнования. педагог-организатор, медработник п/л
18 июня Движение по маршруту п. Палауз -Гагшор руководитель экспедиции д. Гагшор
Установка палаточного лагеря, определение фронта работы по д. Гагшор педагог-организатор п/л
Упражнения на эмоционально-чувственное восприятие природного окружения педагог-организатор п/л
Спортивные командные игры, эстафеты, соревнования педагог-организатор, медработник п/л
19 июня Выход на интервью в д. Гагшор Научный руководитель д. Гагшор
Игра- викторина «Моя республика» педагог-организатор п/л
«Мы вместе» (игры на сплочение и коммуникацию) педагог-организатор п/л
Спортивные командные игры, эстафеты, соревнования педагог-организатор, медработник п/л
20 июня Движение по маршруту д. Гагшор – п. Бортом руководитель экспедиции п. Бортом
Интервьюирование старожилов п. Бортом Научные руководители п. Бортом
Спортивные командные игры, эстафеты, соревнования педагог-организатор, медработник п/л
21 июня Движение по маршруту Бортом -Кузивансикт руководитель д. Кузивансикт
Интервьюирование старожилов д. Кузивансикт Научные руководители д. Кузивансикт
Игра – викторина «Они прославили нашу Республику» педагог-организатор п/л
Спортивные командные игры, эстафеты, соревнования педагог-организатор п/л
22 июня Интервьюирование старожилов д. Пыелдино Научные руководители с. Пыелдино
Экскурсия в историко-краеведческий музей с. Пыелдино педагог-организатор п/л
Беседа «Так начиналась война», возложение цветов к памятнику пыелдинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны педагог-организатор п/л
23 июня Движение по маршруту Кузивансикт - Раевсикт руководитель экспедиции д. Раевсикт
Интервьюирование старожилов д. Раевсикт Научные руководители д. Раевсикт
Мастер-класс «Вниз по Сысоле -реке» педагог-организатор п/л
24 июня Движение по маршруту Раевсикт - Исанево руководитель экспедиции д. Исанево
Интервьюирование старожилов д. Исанево Научные руководители д. Исанево
Вечер «Песни у костра» педагог-организатор п/л
25 июня Движение по маршруту Исанево - Вотча руководитель экспедиции п/л
Интервьюирование старожилов с. Вотча руководитель экспедиции п/л
Экскурсия по с. Вотча (древнее городище Гуль –Чунь, Вотчинская церковь)
руководитель экспедиции С. Вотча
26 июня Движение по маршруту Вотча - Первомайский руководитель экспедиции п/л
Интервьюирование старожилов п. Первомайский Научные руководители п. Первомайский
Игра – викторина «Они прославили нашу Республику» педагог-организатор п/л
Экскурсия в историко-краеведческий музей п. Первомайский педагог-организатор п/л
27 июня Инструктаж по технике безопасности в пути руководитель экспедиции п/л
Правила сворачивания палаточного лагеря руководитель экспедиции п/л
Выезд из палаточного лагеря руководитель экспедиции г. Сыктывкар
Закладка на хранение снаряжения и оборудования руководитель экспедиции МУ ДО «ЦДТ»
Ресурсное обеспечение образовательной программы
Направление деятельности Необходимое оборудование и материалы
Учебная деятельность - канцтовары (бумага офисная, карандаши, блокноты и др.)
- фотоаппарат
- видеокамеры
- диктофоны
Досуговая деятельность
- ножницы, различные виды бумаги, клей, фломастеры, маркеры, ватман, набор гуашевых красок и т.д.
Спортивно-оздоровительная деятельность - волейбольный мяч
- бадминтон
Материально-техническое обеспечение
Туристическим снаряжением, костровым оборудованием, резиновыми лодками обеспечивает МУ ДО «ЦДТ». Катамараны, спасжилеты предоставляются ГАУДО РК «Республиканский центр детско-юношеского туризма и спорта». Расходные материалы приобретаются за счет средств ГАУДО РК «Республиканский центр детско-юношеского туризма и спорта».
Вид обеспечения Необходимое оборудование и материалы
туристическое снаряжение групповое снаряжение:
- палатка – 6 шт;
- спальный мешок – 25 шт;
- туристический коврик – 25 шт;
- катамараны (8-местные) – 2 шт.
- лодки резиновые – 4 шт.
- спасжилеты – 25 шт.
костровое оборудование
- котелок – 2 шт;
- ведро эмалированное– 2 шт;
- пластиковое ведро – 1 шт;
- половник – 3 шт;
- таз эмалированный – 2 шт;
- миска (большая) – 2 шт;
- сковорода – 1 шт;
- нож – 2 шт;
- нож консервный – 1 шт;
- канистра для питьевой воды (12 л) – 1 шт;
канцелярское обеспечение - бумага А4 «Снегурочка» – 1 уп;
- бумага А4 80/г 250 л «maestrocolor»– 1 уп;
- ватман для черчения А 2 – 5 шт;
- скотч 48мм – 3 шт;
- скотч двухсторонний 12 мм – 5 шт;
- папка-конверт на молнии А5 – 20 шт;
- карандаш простой – 20 шт;
хозяйственно-бытовое обеспечение - веревка бельевая (10м) – 3 шт;
- губка для мытья посуды – 6 уп;
- средство для мытья посуды – 3 шт;
- чистящий порошок для посуды – 3 шт;
- салфетка для уборки – 2 уп;
- полотенца х/б– 5 шт;
- перчатки х/б – 5 пар;
- перчатки резиновые – 5 пар;
санитарно-гигиеническое обеспечение - туалетная бумага – 10 шт;
- средства для защиты от кровососущих членистоногих – 10 шт;
- мешок строительный – 10 шт;
- пакет для мусора – 3 уп;
- пленка полиэтиленовая – 15 м
медицинское обеспечение - бинт стерильный (5 х 7) – 5 шт;
- бинт стерильный (7 х 14) – 5 шт;
- бинт сетчатый – 5 шт;
- вата медицинская – 5 шт;
- салфетки кровоостанавливающие Колетекс-Гем
- салфетки Колетекс с фурагином
- салфетки стерильные (5 х 5) – 5 шт;
- лейкопластырь (2 см, 5 см и др.) – 5 шт;
- жгут медицинский – 2 шт;
- термометр – 1 шт;
- йод (бриллиантовый зеленый) – 5 шт;
- водорода пероксид – 5 шт;
- нафтизин
- спазмалгон
- антигриппин
- супрастин (кларитин)
- парацетамол
- активированный уголь
- но-шпа
- энтеродез
- средство от ожогов («Спасатель», «Пантенол»)
- АЦЦ (порошок, шипучие таблетки)
Личное снаряжение
Вид обеспечения Необходимые предметы и средства
туристическое снаряжение - рюкзак
посуда - тарелка
- ложка
- кружка
средства личной гигиены - полотенце
- мыло
- мочалка
- шампунь
- зубная щетка, паста
- для девочек – гигиенические прокладки
индивидуальные лекарства по согласованию с родителями
одежда и обувь - ветровка
- свитер (или теплая кофта)
- дополнительная пара брюк
- дополнительная пара спортивной обуви
- тапочки (сланцы, шлепанцы)
- головной убор (бейсболка, панама, косынка)
- комплекты нижнего белья
- дополнительные пары носков
- дождевик
Финансирование
Расходы, связанные с материально-техническим обеспечением, питанием и медицинским обслуживанием участников Экспедиции, оплате транспортных и иных услуг, оплате труда привлеченных сотрудников к организации и проведению Экспедиции финансируются из средств ГАУДО РК «Республиканский центр детско-юношеского туризма и спорта»;
Расходы, связанные со страхованием жизни детей на время проведения Экспедиции, перевозкой детей, подвозом оборудования и продуктов питания к месту проведения экспедиции и обратно, приобретением сувенирной продукции финансируются за счет родительских средств
Смета расходов
за счет финансирования программы летнего отдыха детей
(ГАУ ДО РК «РЦДЮТиС»)
20 чел. х 14 дн. х 493,025 руб = 138047,00 руб
№ Наименование расходов Сумма КОСГУ
1. Медикаменты 2 500 340
2. Хозяйственные нужды
(т/бумага, средства для мытья и чистки посуды, полотенца, веревки, средства защиты от насекомых и др.) 2 000 310
3. Оплата труда (медицинский работник) 7 000 211
Начисления на выплаты по оплате труда 2 114 213
4. Заработная плата сотрудников экспедиции 35125 226
Руководитель 6 867
Научный сотрудник (2 чел.) 13734
Педагог-организатор 6 867
Начисления на выплаты по оплате труда 7 658
5. Питание участников экспедиции
20 чел х 12 дн. х 250 руб. 60 000 340
6. Приобретение туристического снаряжения и оборудования 28 582 340 из них 15% - фонд экономии
ФОНД ЭКОНОМИИ 19 678
Рюкзаки
2226 руб х 4 шт 8 904
8. Канцелярские товары 2 626 340
ИТОГО 138 047
Смета расходов
за счет родительских взносов
20 чел. х 1 000 рублей = 20 000 руб
№ Наименование расходов Сумма
1. ГСМ для доставки группы и основного груза
с заездом в Ульяновский монастырь 12000 родительские взносы
2. Страхование участников экспедиции
350руб. х 20 чел 7000 родительские взносы
3. Сувенирная продукция 1 000 родительские взносы
ИТОГО 20 000
Список литературы:
1. Алексеев С.В. К вопросу о культуре устойчивого развития и ее оценке. // Биология в школе. – 2015. - № 3. – С. 47-57.
2. Волгонов В.А. Дети. Каникулы. Творчество. Нижний Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2004. – 130 с.
3. Документы по истории народа коми. Сыктывкар. 1985
4. Жеребцов И.Л., Где ты живешь, Сыктывкар, 2000
5. Рогачев М.Б. Названия храмов Коми края. Арт. №1.1997
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 2003.
7. Торопова Л. Краткие сведения о храмах и причтах церковных Коми края до 1917 г. Сыктывкар. 2002