Войти

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Сайт создан на основе материалов этнографических и археологических экспедиций, в которых побывали учащиеся, а так же на архивных материалах, собранных школьниками. Авторы большей части докладов являются победителями в различных конкурсах и конференциях. Ряд докладов построены полностью на материале, который еще не введен в научный оборот.

УИКНО

"Надежда науки"

Канева Татьяна Николаевна, педагог – организатор МОУ ДОД «Центр детского творчества», Эжвинский район г. Сыктывкар

Из деревни Слобода, на месте которой сейчас располагается Эжва,  ушли на войну 420 человек, 177 – погибли, 90 человек считаются «без вести пропавшими». Это каждый третий слобожанин. Место гибели известно только у трети из них. Где и как, при каких обстоятельствах они сложили свои головы, где они совершили свой последний подвиг, что они видели вокруг себя – вот что заставило нас взяться за кропотливую, и казалось, безнадежную работу.

Ребятами были проработаны материалы по тем фронтам, на которых больше всего числится без вести пропавших земляков (Ленинградский, Волховский, Калининский фронты, 28 Невельская дивизия). Именно туда впоследствии и отправлялись наши школьные поисковые экспедиции на Вахты Памяти в 2004 – 20012 г.г. Это - Ленинградская, Новгородская, Псковская области. Ребята из группы «Поиск» работали на Синявинских высотах, в Мге, Малуксе, Старой Руссе, Пенно, Рамушево, Великих Луках, Полибино,  Мартьяново, Ступино. Они подняли и перезахоронили останки 26 советских солдат. Работа велась там, где приняли свой последний бой многие наши земляки, в том числе и наши слобожане.

Мы попытались расширить возможности исследовательской деятельности учащихся, используя в работе сравнительный, статистический и аналитический методы. Эти методы наряду с прочими позволяют установить возможные обстоятельства, время и место гибели солдата, долгие десятилетия считавшегося без вести пропавшим. Аналитическая деятельность расширяет интеллектуальные, творческие способности учащихся, способствует развитию внимания, любознательности, исследовательской аккуратности, логики.

Проводимая аналитическая работа включает в себя несколько этапов:

  1. Работа с Книгой Памяти (книгой и электронным диском) – поиск фамилий слобожан. Вычленение по наименованиям фронтов, номерам дивизий, полков и.т.д..

Предполагает работу на бумажных носителях (составление списков по книгам) и работа с поисковой системой электронной Книги Памяти (систематизация по номера дивизий, полков и фронтам)

  1. Разделение на группы: «Погибшие», «Вернувшиеся» и «Пропавшие без вести». Составление списков.
  2. Работа со списком  «Без вести пропавшие» .
  3. Производим деление на группы по признакам:

А. «Дата пропажи»

Б.  «Место пропажи»:

Списки из группы «1» – работа с ними простая – место и время пропажи на фронте известны. Зная историю и хронологию военных событий, можно предположить - где и при каких обстоятельствах пропал (погиб) данный воин. А если еще известен и фронт, армия, дивизия, полк – получаем еще более точную картину. Узнаем, где сражался полк, дивизия, армия, фронт в данный промежуток времени. Такую информацию можно получить из военной литературы, военных энциклопедий, архивных данных. Учащиеся получают индивидуальные задания по поиску этой информации.  Сравнивают полученную информацию. Однако, такие списки, как правило, очень короткие, фамилии солдат в них единичны.

Сложнее работать со списками «2» и «3», где информация неполная или ее почти совсем нет. Составляем новые списки и делим внутри на группы по признакам:

1. «Дата мобилизации»

2. «Дата пропажи на фонте»:

А. «Дата мобилизации указана»

Б. «Дата мобилизации отсутствует»

А. «Дата пропажи на фронте указана»

Б. «Дата пропажи на фронте не определена»

1. Работаем  по признаку «Дата мобилизации». Выясняем: сколько, когда, кто, с кем уходил на войну, в каких войсках служили солдаты из Слободы.  Составляем списки  с указанием, кто и в какие сроки  уходил на фонт. Отдельно выбираем из общего списка воинов, призванных в одно время (по годам, числам и месяцам). Обращаем внимание, если есть ли указание на номера полков, дивизий, фронтов, армий. Это пригодится в дальнейшей сравнительной работе. Находим слобожан призванных по:

А. «Времени призыва»

1.«В одно время» (дата, месяц, год)

2.«Примерно в одно время» (месяц и год)

3. «В разное время» (год)

Б. «Служивших в полку, дивизии, армии и.т.д»

1. «Попавших в одну дивизию»

2. «Попавших в один полк»

3.  «Служивших в одной армии»

4. «Воевавших на одном фронте»

 Затем детально работаем со списками по «Дате пропажи» на фронте. Группируем их по годам, месяцам, числам:

А. «Есть год, месяц и число»

Б. «Есть год и месяц»

В. «Есть год»

Если даты  группы «А» (и частично группы «Б») совпадают, обрмащаем внимание на то, есть ли у кого-то из солдат дополнительное указание на номер полка, дивизии, армии, фронта. Составляем сравнительную таблицу (учитываем и группу «Б») и выявляем схожие данные. Это существенная зацепка для последующей работы с архивными материалами и военной литературой и возможным выводом о том, что какие-то солдаты воевали на одном направлении и пропали на фронте в одно время, возможно в одном бою или одной военной операции. При наличии детальной архивной информации о боевом пути той или иной дивизии, полка можно с большой достоверностью определить место дислокации этой боевой единицы в конкретный момент времени (в нашем случае – это время и место пропажи без вести). Полевые донесения и другие архивные документы указывают довольно точную информацию об этом.

Сложнее обстоит дело, если указан только год пропажи солдата и никаких данных больше нет – здесь практически ничего уже не определить.

 3. Анализируем таблицу с указанием «Места пропажи» солдата. Группируем.  Выясняем, нет ли одинаковых или близких территориально (район, область) мест. Соотносим с графой «Дата пропажи». Обращаем внимание на графу «Указан полк, дивизия, армия».

4. Составляем следующий список по признаку «Полк, дивизия, армия часть и.т.д».   В этом направлении проводится отдельная аналитическая работа, основанная на работе в поисковых системах электронных баз данных «Слобожане – участники ВОВ» и «Книги Памяти РК». Работа сводится к получению более полных данных - какой полк был в составе какой дивизии, какая дивизия была в составе какой армии и.т.д. В краткой справке о солдате в Книге Памяти часто присутствует только полк (СП), только дивизия (СД), или только армия (УА, А). Далее сопоставляем полученные данные с архивными материалами, указывающими нам боевой путь полка, дивизии, армии и.т.д.

По номеру полка, дивизии, армии и.т.д учащиеся составляют информационные справки о боевом пути,военных операциях, сражениях в которых участвовала эта боевая единица по годам и местам их дислокации. Изучив боевой путь полка (дивизии, армии), мы определяем те места, где были самые кровопролитные бои. Где были самые большие потери в интересующий нас хронологический период. Соотносим полученные данные боевого пути армии, полка, дивизии с «Датой пропажи» или «Местом пропажи» на фронте наших солдат (включая то и другое). Исходя из этого, предполагаем место и обстоятельства возможной гибели солдата.

При организации поисково-исследовательско работы учащихся использовался метод сопоставления данных об одном объекте, полученных из нескольких источников (Архив Министерства обороны РФ, публикации, Книга Памяти РК, воспоминания старожилов). Использовался метод вычленения из множества фактического материала отдельной информации, поиск аналогичной информации и сопоставления ее с ранее выбранной.

Была проведена большая аналитическая работа, в процессе которой сначала делалось предположение (гипотеза), основанное на визуальном сходстве (сходятся даты мобилизации, даты гибели, воинские части, возраст). Затем все это тщательно изучалось, сопоставлялось, делались выборки, составлялись сравнительные таблицы, проводилось сопоставление и сверка с другими источниками (архивные, литературные, воспоминания старожилов и.т.д.).

В работе используются как своя электронная База данных «Слобожане – участники Великой Отечественной войны», так и База данных Книги Памяти РК, их поисковые системы. Поисковая система Книги Памяти может помочь определить принадлежность того или иного полка, бригады к той или иной дивизии, армии, определить ее местонахождение в тот или иной отрезок времени. Например, пропал без вести солдат, при этом известна дата пропажи и есть сведения о том, в каком полку он служил, в состав какой дивизии этот полк входил. Используя метод аналогии, выбираем солдат, погибших в бою в это же время и служивших в этом же полку (возможно призванных из других районов), получаем указание на то, где они погибли и были похоронены. Известно, что каждый стрелковый полк организационно входил в состав стрелковой дивизии. Полоса наступления стрелкового полка обычно совпадала с участком прорыва и достигала 700 – 1 500 м по фронту, глубина боевой задачи 4 – 6 км. В обороне стрелковый полк занимал участок 3 – 5 км по фронту. [1] Следовательно, солдаты, воевавшие в одном полку, погибшие в одно время и покоятся где - то близко друг от друга.

К работе с историческими документами. в Центральном Архиве Министерства Обороны (г. Подольск) руководителем были привлечены бывшие выпускники УИКНО «Надежда науки», обучающиеся в ВУЗах Москвы. Копии полученных документов были использованы в дальнейшей работе. Это - Исторические формуляры полков и дивизий, Алфавитные книги учета рядового и сержантского состава, Списки учета  рядового и сержантского состава, Книги учета потерь, Журналы политических и военных донесений за различные периоды войны, на различных фронтах, который практически поденно фиксирует все события, в том числе и военные операции, перемещения полков, взятие объектов, штурмы, результаты и.т.д.

Таким образом, используя дополнительную опубликованную информацию, архивные данные по тому или иному сражению, в котором участвовала какая-то часть, дивизия, полк, зная сроки сражения, место, мы можем смело предположить, где в данный момент, скорее всего, погиб наш земляк, числящийся без вести пропавшим, во время какого сражения, при каких обстоятельствах.

Первые шаги были сделаны по поиску солдат, числившихся без вести пропавшими на Ленинградском и Волховском фронтах, служивших в 33 Запасном полку. Нами были установлены места предполагаемой гибели 11 слобожан, прошедших через 33 ЗСП.

Еще одним результатом стало установление потенциального места гибели еще 9 слобожан, Они ушли на фронт 23.08.41 г., все попали в 29 ЗСД (ранее 29 ЗСБр), в Архангельскую область. Большая часть из этих 9 человек затем попала в 4 лыжный пулеметный батальон. В ноябре 1941 г. земляки отправились на фронт маршевыми ротами. Маршевые роты в это время в большом количестве гнали туда, где было очень горячо – Ленинградский, Волховский, Северный фронты (14 А, 11 А, 54 А). Именно эти армии указаны у солдат в справках в Книге Памяти.

Два брата – Коданевы Иван Павлович и Василий Павлович попали на Северный фронт, в 14 А. Сражались под Мурманском, Кандалакшей. Здесь (или рядом) вероятно и погибли. 7 человек попали на Ленинградский фронт  (11А, 54А) – в самое пекло – Синявино, Тихвин, Любань. Пятеро из них погибли в декабре 1941 г. Самые горячие бои в это время были на Тихвинском направлении и Мга – Кириши. Вероятно, там и упокоились навеки наши слобожане, числящиеся по Книге Памяти без вести пропавшими.

Аналогичным способом ребята установили судьбу еще 4 слобожан, служивших в 28 Невельской дивизии, служивших в 88 СП, 235 СП, 144 СП, пропавших в определенные периоды 1942 г. Опираясь на архивные данные выяснили, что 23 – 28 11 .42 г. кровопролитные бои шли на участке Ступино-Сеньково, где сражались бойцы 88 СП;  28 – 29 11.42 г. на участке Поречье – Овсянкино - Бекезы шли в наступление бойцы 235 СП, а в декабре 42 г. особо горячие точки был Полибино – могилки Погонялино - Клевники, где сражались бойцы 144 СП. Следовательно, мы можем предположить, что эти бойцы не пропали без вести, не сгинули, как они числятся до сих пор, а вернее всего, погибли в тех местах, где на указанном направлении в конкретные сроки вели кровопролитные бои бойцы данных стрелковых полков. А именно погибли они в районе Полибино, Ступино, Мартьяново.

Таким образом, сравнительный, статистический и аналитический методы позволяют расширить возможности исследовательской деятельности учащихся, помогают установить возможные обстоятельства, время и место гибели солдата, который долгие десятилетия считался без вести пропавшим.

Поделиться

2024 УИКНО "Надежда науки"

При использовании материалов, ссылка на http://gpv11.tmweb.ru обязательна.