Автор: Наумова Ирина, 11 класс, муниципальная средняя школа № 37 г. Сыктывкар
Научный руководитель: Канева Т.Н., преподаватель истории школа 37
Вопросом о праздничных традициях коми я занимаюсь уже 3 год. Вопрос о престольных и заветных праздниках коми , осеннее-зимней календарной обрядности ее общих чертах и локальной специфике , а так же праздничных традициях вымичей были освещены в моих предыдущих работах.
Данная работа посвящена всего одной праздничной традиции - Рождеству. И хотя этот вопрос достаточно хорошо освещен в литературе , том не менее мне бы хотелось остановиться на данном вопросе.
Целью моей работы является попытка не простого воспроизведения рассказа о том, как праздновали Рождество в том или ином районе коми, - в этом плане, в основном, везде существовала достаточно устойчивая, похожая традиция, мне бы хотелось показать - какие детали отличили эту традицию. При этом, я беру только три района - Усть-Вымский, Княжпогостский и Удорский (реки Мезень и Вымь). Праздничные традиции вымичей - тема моего предыдущего исследования, основанного на материалах наших школьных экспедиций. Речь в нем шла о престольных и заветных праздниках вымичей. Судя по историческим и архивным данным, до 20 - х годов район Удоры входил в состав Усть-Вымского уезда. Материалы по праздничным традициям Удоры был так собран нами во время одной из школьных этнографических экспедиций и освещался мною в одном из докладов. Поэтому, я решила на примере одной праздничной традиции, существовавшей в одном уезде, проследить общие черты и отличия в деталях празднования. А так же - определить, какие детали традиции - типично христианские, а в каких наблюдаются пережитки язычества.
Источником для написания данной работы являются материалы школьного музея, полученные во время школьных экспедиций на Удору в 1999 г., в Княжпогостский район в 2000 году и в Усть-Вымский район в 2001. так же использованы материалы научных экспедиций КНЦ УрО РАН в указанные районы, взятые из научного архива КНЦ УрО РАН. В данном исследовании я не претендую на роль первооткрывателя, но, возможно, некоторые фактические детали и подходы могут представить интерес.
Традиции - это все то, что переходит от одного поколения к последующему, все то, что этим новым поколением наследуется. От поколения к поколению наследуются традиции хозяйственно-бытовые, касается это и праздничных традиций.
Во время различных празднований людьми соблюдаются определенные обычаи, т.е. тот установленный традиционно порядок, правила поведения. Сопровождается каждый праздник какими-то определенными обрядовыми действиями, в которых воплощается какое-либо идеологическое или культовое содержание.
Праздничные традиции уходят своими корнями в глубь веков. У предков коми праздничные традиции были очень разнообразны. Все они напрямую связаны с традиционной хозяйственной деятельностью людей, с ее определенными циклами. Эти праздники являются своеобразным порубежьем между временами года, смены одного вида деятельности другим. Праздничные традиции переплетаются, взаимодополняют друг друга, ритмично охватывают весь годовой цикл хозяйственных работ. У коми народа широко были распространены праздники престольные и меньше - заветные, от которых и сегодня остались некоторые пережитки. У отдельных локальных групп коми населения отмечается различное соотношение между данными праздниками. В целом, довлеют престольные или храмовые праздники. Заветные чаще встречаются в тех районах, где христианство появляется позже или где большой процент старообрядческого населения (Удорский, Усть-Куломский районы Республики Коми).
Из всех праздников, несомненно один из самых ярких, веселых и ожидаемых - это было Рождество. К Рождеству готовились и отмечали его долго, практически от Нового года и до Васильева дня. На этот же период приходятся Святки.
В зимнее время развлекала себя молодежь посиделками, где успешно сочетали приятное с полезным - отдых с рукоделием. До Святок посиделки носили преимущественно рабочий характер. Собирающиеся на них девушки обязательно брали на них с собой принадлежности для рукоделия и занимались прядением, вязанием или вышивкой. На посиделки приходили и парни. Помимо работы они пели, плясали, играли.
31 декабря, накануне Нового года ставили елку, варили пиво, (сур). Подготовка к Новому году совпадала с праздником Модестовым днем (Модес лун). Отмечался этот праздник вскоре после зимнего солнцеворота, когда солнце в зените и день начинает после этого прибывать.
В целом, в коми праздниках очень заметно тесное переплетение христианских и языческих традиций. Сами Святки, наполненные обрядами и обычаями языческого характера, являются пережитком язычества и органически вплетаются в период между большими христианскими праздниками Рождеством и Крещением ( с 7 января по 19 января нового стиля, с 25 декабря по 6 января старого стиля).
Если судить о народной обрядности коми, связанной с праздниками святочного периода, то помимо христианской символики и прослеживаемых древних языческих воззрений здесь находят свое проявление и календарные обряды. Здесь проявляется некий синкретизм, т.е. поглощение новой религией элементов прежних религий. В календарной обрядности особое место уделялось зимнему солнцевороту, который воспринимался как явление глобального, космического характера. Это был период одного из главных годовых календарных рубежей. Солнце не просто достигало своего низшего положения на небосклоне, а потом, миновав его, начинало подниматься все выше и выше. Оно как бы рождалось заново, а вместе с солнцем рождался и обновлялся весь мир. Более того, в это время происходило как бы взаимопроникновение Верха и Низа, мира людей с иномирами.
В Рождество было принято ходить по домам и славить Христа. В большой Пыссе и Глотово (Удорский район) рассказывали, как со звездой ходила молодежь по селу, пели рождественские молитвы (тропари), славили хозяев, те подавали им подарки и угощения. На Выми во время славления нами были подмечены некоторые детали. В Турье рассказывали: "У нас славили в селе так - брали шест, на него прикрепляли круг, к нему из бумаги приделывали вертушки, ниже ставили свечи - и с этим сооружением ходили по домам. Пели при этом: "Рождество кристе боже, спаси меня". В селе Оквад, что находится рядом с Усть-Вымью, нам рассказали о том, что славить ходили здесь с шестом, на который прикреплялся большой круг, диаметром до 1 метра, он крутился. С ним и ходили по домам славить с песней: "Рождество твое Кристе боже, яко на крести". А вот в деревне Козловка, что расположена неподалеку от с. Онжье Княжпогостского района на р. Вымь нам поведали, что славили здесь с обычным железным крестом, большого размера, который брал поп из местной Преображенской часовни. При этом, если в первых двух случаях славили и носили шест с кругом простые люди, то в Козловке при этом присутствовал священник. Он нес крест, шел впереди, за ним шел дьяк, а затем жители деревни. Процессия заходила в первый дом, крест поп передавал хозяину, а сам совершал молитву, крестил дом, зерно, скотину и.т.д. Дьяк складывал в сумку то, что подавали люди. Затем, вся процессия выходила из дома в следующем порядке - сначала хозяин с крестом, который он нес в следующий дом и передавал его другому хозяину, затем поп и дьячок, затем жители деревни. И так крест переносили из дома в дом. Ходили с крестом обычно утром.
В Онежье по домам уторим ходил поп и дьяк, там они носили не крест , а икону и пели молитвы.
Если славление Христа, хождение со звездой, крестом - это христианская черта праздника, то начавшиеся в предшествующий ему вечер святочные гадания и ряжения молодежи уходят корнями в значительно более древние времена. На Удоре, по р. Мезени мы не встречали упоминаний о том, что на Рождество ходили ряжеными, это делалось в другие дни, например, на Васильев день.
На Выми (Турья, Онежье, Кони) - такие упоминания наоборот, встречаются. В д. Кони мы получили такую информацию: "Вечером ряженые ходили по домам группами по 2-3 человека, в основном это была молодежь. Они заходили в дом молча, не разговаривали, не пели, только плясали под гармонь. Они так делали, чтобы их хозяева не могли узнать по голосам. Затем хозева их угощали и они уходили в следующий дом. В Турье так же на Рождество ходили ряженые в масках. Ходили по домам, просили угощение, пели молитву при входе: "Рождество твое Кристе боже наш". Так же, и в Окваде, по соседству расположенном с Усть-Вымью, и когда-то так же входившем в Усть-Вымский уезд, нам рассказывали о том, какие обычаи бытовали здесь при ряжении на Рождество. Очень своеобразная традиция, о которой поведали старожилы, заключалась в следующем - вечером, накануне Рождества, по деревне ходили колядовать ряженые. Лица свои они обязательно закрывали масками или темными платками, чтобы их не узнали. При этом они веселились, пели, плясали. Их, по традиции, угощали со стола, и они затем уходили. Если же ряженого узнавали, то он должен был обязательно очиститься - его купали в проруби, что была на озере Вичко - вад, расположенном рядом с церковью, а потом он бежал голый в накинутой шубе в церковь и отмаливал свой грех. Или можно было очиститься с помощью бани. При этом срочно затапливали баню и человек, которого узнали, когда он был ряженым, должен был отмыться таким образом.
У Соловьева В.В., старшего научного сотрудника сектора фольклора и народного искусства ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, в отчете за 1993 год "Святочная обрядность и фольклор вымских коми" находим, что ряжение было особо популярно в "страшные вечера" - последние сутки Святок. Рядились обычно при этом в "попа", "дьяка", "старика", "солдата", "журавля", "цыган", "медведь", "горбун", надевали берестяные маски "йогра - яран" (ханты -манси). Роли могли стойко повторяться из года в год. Например, Евдокия Федоровна Коканина (1902 г.р., из д. Луг Тутьинского сельсовета, постоянно исполняла роль "дьяка", а Ирина Семеновна Малыгина - роль "попа". Вместе они изображали сцену венчания при исполнении венчальных песнопений. Быть неузнанным - удача в наступившем году. Обязательным для ряженых являлось купание в йордани в день Крещения (14 января), данным действием как бы смывался грех святотатства, связанный с актом переряжения в одежду другого пола или в представителя духовенства.
На рождество пекли пироги, шаньги, угощали друг друга. Люди в этот день красиво обевались, утром ходили в церковь. Развлечений в Рождество было предостаточно. Если люди старшего возраста днем встречали и угощали гостей , родственников, сидели при этом за столом, пели песни, вели беседы, то молодежь столько времени за столом не проводила. В ряде случаев мы встречаем описание о том, как на Выми молодежь развлекалась днем. Даже если было холодно, молодые люди - парни и девушки, подростки выходили на улицу и устраивали игры. Играли чаще в такие игры, как "круг", разбиваясь при этом по парам. Затем одна пара идет навстречу другой и они меняются партнерами, затем действия повторяются. Частенько во время подобных игр подбирались пары для будущего супружества. Об этом же говорит и другой респондент: "на Рождество играли парни и девушки, водили хороводы. Пели разные песни. Например, пели - "Во саду ли во огороде девушка гуляла", "кругом шла, зелена шла, башмак нашла", "Кругом доме - доме-доме" и.т.д.
Соловье В.В. дополняет эти сведения - играли на Выми на Рождество и Святки и в такие игры, как "Кострома", "старик", "приятель". Эти сведения им были зафиксированы в вымских селах Онежье, Отла, Турья. Так же играли в других селах по Выми в такие игры, как "журавль", "двуголовый конь".
Вечерами же были у молодежи другие развлечения. В это время молодежь, особенно девушки любили гадать. Гадание, по мнению Конакова Н.Д., это сближение иномиров с миром людей. Это сближение опасно, т.к. человека может унести "туда", если не убетречься. В то же время, из него можно извлечь пользу. В иномирах, где живут духи предков, можно узнать о своем будущем. Для этого достаточно совершить несложные манипуляции с определенными простыми предметами и установить информационную связь этого мира с иными мирами.
Способы гадания существовали разные, многие из них описаны в литературе. Многие способы гаданий напоминают гадания, распространенные среди русского населения. Во время наших школьных экспедиций мы получаем довольно большой материал по гаданиям, но эта информация только подтверждает имеющияся данные. Хотя следует отметить, что некоторые гадания, описанные старожилами довольно самобытны или несут в себе отдельные самобытные черты. Примером может служить описание гадания с лошадью, когда ей завязывали глаза, выводили во двор, перед ней ставили преграду (например, бочку). Если лошадь ее перешагивала, то девушка выйдет в этом году замуж, если обойдет стороной, то - нет. Лошадь дальше отпускают идти по улице, и куда поведут "лошадиные лепешки", в той стороне и ждет девушку ее суженый. Из всех гаданий чаще описывают гадания типа "слушать", "смотреть", "страшные гадания", описывают гадания по местоположению (гадания в доме, бане, овине, на перекрестке дорог) описаны гадания с использованием различных предметов, животных и домашней птицы. На Удоре, например, информаторы часто указывают на гадания с кольцом - в стакан с водой клали кольцо и пристально смотрели на него до тех пор, пока не "видели" в нем суженого.
В работе Соловьева В.В. "святочная обрядность и фольклор вымских коми" так же встречаем указания на типв гаданий, в том числе и гадания с кольцом. Укеазывет он и напесни, которые исполнялись в рождественские вечера, две из которых, записанные в с. Княжпогост, с явно "гадательным" содержанием. Так же довольно часто упоминают информанты о зеркале, которое использовалось при гадании. Это зеркало, вероятно, становилось своеобразным окном в будущее, после установления связи с потусторонним миром. Во время гаданий с зеркалом, в нарушение всех общепринятых мер защиты жилища от проникновения духов, специально открывали печные заслонки, двери в сени, на улицу, в голбец (подпол). Более смелые девушки гадали в нежилых помещениях дома: клети, сеннике, в голбце, где, по поверьям коми, жил дух подполья "гобоч айка". Гадать полагалось в таких случаях в одиночку, а само гадание считалось "страшным". Одним из самых распространенных гаданий было гадание с помощью звуков, в ходе которого гадающие прислушивались к звукам, стараясь затем их истолковать. Подслушивали под окнами, и по доносившимся звукам, речи старались предугадать свою будущую судьбу. Гадали на перекрестках, собираясь здесь группами или по одиночке, или пригоняли сюда животных и затем их отпускали, наблюдая. Как они себя поведут и в какую сторону пойдут. Именно, на перекрестке дорог в святочном гадании устанавливалась "дорога" - информационная связь с потусторонним миром. При этом подразумевалась реальная опасность, что может возникнуть и действительная "дорога" в иной мир, в результате чего гадающего могут утащить к себе его обитатели. Чтобы этого не произошло, существовала целая система оберегов. Гадание чаще происходило в пределах замкнутого круга. На снег стелили овчину, коровью или лошадиную шкуру и обводили вокруг нее замкнутую линию, круг, при этом следя, чтобы даже маленький краешек шкуры не выходил бы за пределы этого круга. В отдельных случаях на голову набрасывали полотенце. В данной ситуации, мы, вероятно. Имеем свидетельство того, что ткань (лен) , шкуры (домашние животные), т.е. все то, с чем связана жизнь человека, его занятия, выступают вместе с кругом в качестве оберега, в качестве символа "этой" жизни в противовес "той" - потусторонней.
В Усть-Вымском районе в деревнях по Вычегде и по Выми аналогичные гадания были так же распространены. Например, девушка тихо подойдя к чьему - либо дому поздно вечером или ночью должна была стоять и слушать звуки, которые из этого дома доносятся. Если это будет смех или разговор - к хорошему, удаче в этом году, если стук доски, скрип - то к плохому, даже к смерти. Или такое гадание - девушка должна была обязательно одна (это непременное условие) ночью выйти на перекресток трех дорог, присесть, закрыть глаза и слушать звуки, по ним предугадывать свое будущее. Иногда гадали в хлеву по поведению животных. Животных использовали в гаданиях не случайно. По народным представлениям, они одарены вещим чутьем и способностью предсказывать будущее.
Жители Удоры рассказывали о существовании рождественского персонажа, "нечистой силы" - "Куття войса" (святочные ночные). В Глотово говорили, что появляется он только на рождественские праздники, приезжал на "куття доддя" ("куттьиных санях"). Однажды во время опроса прозвучало, что "куття на печке огненной ездит". Этот рождественский дух появлялся с Рождества до Крещения, а затем изгонялся. Данным духом пугали детей, запрещая поздно выходить на улицу: "Не гуляй поздно, унесет куття войса" или, укладывая спать: "Куття войса идет" (куття войса локто). Запрещали также детям кататься в святочный период на санках с крутых речных берегов ("куття войса утащит в прорубь"). Представляли этих духов в виде маленьких человечков, таскающих за собой железные санки, на которых они и увозили свои жертвы. В представлениях вымичей "куття войса" появлялся во время Рождества и Крещения. После Крещения дух изгонялся. Это осуществлялось с помощью воды и чтения молитв. При этом, святой водой освящали дом, скотину, зерно и т.д.
Обязательными святочными увеселениями были шуточные сватовство и женитьба. Сюда можно отнести "припевания невесты" и жениха или когда в шутку от дома парня - "жениха" к дому девушки - "невесты" посыпали солому.
Так же по вечерам на Рождество собиралась молодежь в каком - либо доме. Они там пели песни, плясали, играли. Парни в этих увеселениях присутствовали, но в игры не играли. Судя по всему, даже песни здесь пели по определенному обычаю. По мнению Соловьева В.В., был даже определенный порядок исполнения рождественских песен. На это в свое время указывала исследовательница вымского коми фольклора Фролова Т.И. и Микушев А.К. При этом приводятся следующие примеры: "В селе Шошки Турьинского сельсовета рождественские песни пелись в следующем порядке:
Рада
Октысян
Чоотасян
Пельпома
Круга сьыланкывъяс
Величание ("сьылодчан")
Таким образом, на основе вышеизложенного материала, приходим к следующим выводам:
Рождество, как праздничная традиция было распространено широко. Нет района и деревни, где бы этот праздник не отмечался, как по России, так и в Коми крае.
Рождество совпадает с празднованием Святок. Поэтому в данных праздничных традициях тесно переплетаются христианские (молитвы, славление, обязательная служба в церкви, отмывание греха после ряжения и.т.д.), так и язычекме традиции (ряжение, коледование, гадания и.т.д.).
При сравнении отдельных деталей празднования Рождества на Выми и Удоре, а так же в самих вымских селах, можно отметить следующие особенности - во-первых, не везде на Выми ходил поп по домам с молитвами и иконами или крестом (как это было, например, в Козловке). Скорее всего, это имело место только в тех деревнях, где поблизости не было большой церкви, а в маленьких часовнях службы не велись. На Удоре нами аналогичных примеров вообще не было зафиксировано.
Рождественские дневные молодежные игры отмечены в селах по Выми. На Удоре таких сведений нами не зафиксировано.
Вечерние молодежные рождественские игры распространены были повсеместно, но в с. турья по выми говорится, что парни в этоих играх не участвовали.
Песни и танцы во время вечерних посиделок исполнялись всеми участниками. В исполнении рождественских песен, исполняемых во время посиделок, прослеживается определенная система и порядок исполнения.
Завершается празднование Рождества гаданиями или хождением ряженых. Этот обычай так же довольно распространен всюду. Но если по Выми на Рождество рядились, а затем сразу же, особенно, если были узнаны, очищались от греха с помощью ледяной воды, купания в проруби или горячей бани, с обязательным чтением молитвы, то на Удоре - такого не было. Здесь рядились в другие дни, предшествовавшие Рождеству, а очищались на Крещение.
И сегодня Рождество отмечают, как большой и радостный праздник, но к сожалению, многие традиции этого праздника сегодня уже ушли в прошлое, и о тех традициях, которые существовали в народе ранее, помнят сегодня только очень пожилые люди. А как хотелось бы, чтобы эти народные традиции не уходили из нашей памяти.