Войти

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Сайт создан на основе материалов этнографических и археологических экспедиций, в которых побывали учащиеся, а так же на архивных материалах, собранных школьниками. Авторы большей части докладов являются победителями в различных конкурсах и конференциях. Ряд докладов построены полностью на материале, который еще не введен в научный оборот.

УИКНО

"Надежда науки"

Автор: Костина Н., Республика Коми, Муниципальная средняя полная общеобразовательная школа №37 с углубленным изучением ряда предметов, г. Сыктывкар., 11 класс

Глубинная, многоликовая семантика хлеба и льна непосредственно связана с центральными объектами: с жизнью, благополучием духовным и материальным. В коми языке слова “хлеб” и “лен” созвучны – “шабдi” и “шобдi”. Не удивительно, что хлеб (зерно) и лен (нить) являются предметами многих обрядов, поверий, гаданий и т.д. "Нить" и "зерно" - это символы богатства, урожая, благополучия, ровной длинной жизненной дороги. Оба берут свои корни от Земли и наделяются той же силой и свойствами. Лен и зерно, или их производные (ткань, холст, хлеб) являются участниками многих действий, как в календарной, так и в семейной обрядности. Использование льна и зерна в обрядах направлено на получение материального благополучия, здоровья, счастья. Зерно, хлеб - это жизнь, доля. Лен, нить - это также жизнь, судьба. Многие магические действия, направленные на определение судьбы связаны с использованием хлеба или льна.

В данной работе сделана попытка соотнести производство, использование хлеба и льна в быту с их местом в мировосприятии человека, т.е. определить их семантическое значение.

В первой части доклада остановимся на описании производства хлеба и обработки льна. Рожь и ячмень - основные хлебные злаки коми края. Ячмень служил и для выработки ячневой крупы. Процесс приготовления ее занимал много времени. Этим обычно занимались женщины. Cначала зерно молотили на "гумне", затем сушили в овине ("рыныш"), потом отбивали "чапалкой" (приспособление, изготовленное из целого куска - комеля березы), колосья при этом как-то специфически укладывали и колотили. Затем, с помощью "шердына" (берестяное блюдо) или лопаты ("зыр") провеивали зерно. иногда прямо в "шердыне" с помощью большой деревянной толкушки ("гыр") толкли зерно для муки. Чаще мололи зерно на мельнице - каменной или деревянной ("изки", "рудчэг", "ид"). Хранилась мельница за печкой, а мололи обычно в чулане. Готовая мука хранилась в специальных бочках, ушатах ("карандыш") в холодном сухом месте, в чулане.

Хлеб пекли в каждой семье сами. Выпечкой занималась хозяйка дома ( старшая в семье), чаще - свекровь. К приготовлению хлеба на Удоре никто, кроме хозяйки не допускался, даже девочки. В Усть-Куломском районе девочкам можно было присутствовать и помогать печь хлеб. С вечера замешивалось тесто: в специальную деревянную емкость ("шомос") с ручкой засыпалась мука (рожь, ячмень), добавляли жир и молоко. Замешивали тесто, ставили в теплое место, накрывали обязательно (!) льняным полотенцем. После того, как утром печь протопится, чистыми можжевеловыми, пихтовыми, реже - еловыми ветками выметали под печи, убирали золу, готовили место для выпечки. Если в этот день пекли шаньги, то сначала выпекали их, а затем - хлеб. Подошедшее тесто хозяйка месила в "шомосе", затем вручную формовала на доске или круглой деревянной неглубокой посудине ("косящ"). затем с помощью деревянной лопатки ("зыр") перекладывала хлеб на под в печь. Иногда хлеб пекли на сковороде ("ковродник"). Затем, той же деревянной лопаткой хлеб доставали из печи, перекладывали на стол на доску или холщовую салфетку и давали ему остыть. Накрывали при этом сверху чистым льняным полотенцем. Хлеб пекся в тишине, шуметь было нельзя, да и домочадцы в это время еще спали, т.к. пекла хозяйка хлеб очень рано. при подаче на стол хлеб резал хозяин, а подавала его - хозяйка. Оставшийся хлеб хранили в специальном берестяном туесе или деревянной бадье ("кодла"), накрывали чистой холщовой или льняной салфеткой.

Таким образом, с выпечкой хлеба и подачей его на стол завершался длительный и трудоемкий процесс выращивания, обработки и приготовления этого продукта.

Что касается выращивания и обработки льна, то здесь так же следует отметить длительность и трудоемкость процесса. C ранней весны, с момента посадки льна и конопли, и до осени, пока не убран урожай, проходит немало времени и сил отдает крестьянин немало за уходом за этими культурами. Осень - зима - это время обработки и переработки этих культур, период прядения и ткачества, шитья и вязания, изготовления одежды. Шечева Татьяна григорьевна,1924 г.р., с. Глотово (Удорский район) так описывает процесс обработки льна:" Когда лен ("пыш") созреет, его уберут с поля, развесят в овине или сарае, или под навесом, чтоб солнце не попадало. Высохнет он, тогда надо его теребить. Сначала большой колотушкой ("дзавката") его бьют, чтоб из толстых стеблей более тонкие волокна получились. Затем маленькой колотушкой ("пуном"), с тонким ребром еще отбивают, еще более тонкие волокна получают. Далее берут специальную щетку из свиной щетины, очень жесткая ("зу") и чешут лен, вычесывая мелкие волокна, выравнивая и утоньшая еще волокна льна. Затем пучок льна привязывают к деревянной прялке ("козяль") и прядут тонкую нить. Из этой нити потом ткут на ткацком станке ткань, полотенца и шьют одежду. В традиционном удорском и верхневычегодском костюме холщовая и льняная ткань использовалась повсеместно.

Таким образом, видим, что лен, как и хлеб в обыденной жизни коми крестьян играл важную роль, без него практически невозможно было обойтись.

Хлебу и льну с их глубоким семантическим - "жизнь", "благополучие" придавалась огромная магическая сила и отводилось большое место в обрядовой, традиционной деятельности. Магическая сила хлеба, льна отразилась во многих поверьях, обрядах.

Например, на Вычегде существовало поверье, что когда цветет рожь, нельзя собирать морошку, нельзя "трогать болото". Болото, связываемое с подземным, потусторонним миром, с миром мертвых здесь противостоит Земле, где колосится и набирает силу зерно. На Удоре так же имелись определенные запреты на поведение людей во время цветения ржи: нельзя было шуметь, свистеть. Видимо, воздух над рожью тоже должен быть спокойным, т.е. отношение Верхнего, Среднего и Нижнего миров в период набирания силы рожью должно быть уравновешенным, ничто не должно мешать Жизни. Не вплетается ли в этот контекст и правило: не шуметь при выпечке хлеба, особенно, когда его замешивают и оно "подходит"? И здесь хлеб набирает силу, дает Жизнь.

Зимой, во время Святочных гаданий люди широко верили в различных духов. В это время существовал запрет на прядение." Что спрядено до Рождестве - идет Богу, то, что после - бесам". Атрибут святочных духов - железные санки и железная прялка. Святки - это время разгула духов, вышедших из-под земли, воды. В это время " нить Жизни" может порваться, ее надо уберечь. И опять мы видим противопоставление двух сил: Жизнь и Смерть (железная прялка у духов и деревянная у человека), "этот" и "потусторонний" мир, между которыми идет борьба.

Довольно часто хлеб и лен, или их производные, участвуют в гаданиях, являются незаменимыми атрибутами их. Символика этих атрибутов, как правило одна - "счастье", "благополучие", "долгая жизнь", "материнство", "удачная семейная жизнь" и.т.д. Гадали не только с хлебом, но и о хлебе, о будущем урожае. Вечером, в канун Васильева дня, дети искали на полу между половицами завалявшиеся зернышки, если находили- это к хорошему урожаю. На Святки гадали на Удоре и верхней Вычегде у овина, слушали, что скажет "рыныш айка", гадали об урожае на год. Если слышали стук - хороший хлеб уродится, хруст - мало хлеба, плач - голод. В гаданиях использовался так же и лен, нити, кудель. Удорские девушки на Святки гадали с куделью. Распушив кудель, вытаскивали из нее нить и не скручивая, сворачивали в круглый шар. Шар поджигали, положив на стол. Смотрели. Если кудель с огнем поднимется вверх, то девушка выйдет замуж, если она сгорит на столе, не поднимаясь в воздух - не выйдет. Нитку, сделанную из кудели, использовали при гадании о материнстве: на стол клали кусочки бумаги и протаскивали через них кудельную нить. Сколько наэлектризовавшихся кусочков бумаги потянет нитка, столько будет детей. Если нитка не захватит ничего - останешься бездетной.

Участвуя, как атрибут гадания: то, на что направлено гадание или то, с помощью чего идет гадание, хлеб и лен наделяются особенной силой, той, которая может противостоять силе "нечистой". Поэтому, может, в ряде гаданий хлебу и льну (или их производным) отводится роль оберегов от этой "нечистой" силы. При гаданиях, когда " слушали", сев в круг на перекрестке дорог, как правило, обводили пространство вокруг себя ножом, старались это делать хлебным. Считалось, что это лучше сбережет от потусторонних сил. Когда садились слушать, на голову накидывали льняную скатерть, полотенце, холст, которым закрывали хлеб. В иных случаях на голову клали краюху хлеба. Если здесь хлеб и лен выступают в качестве оберега человека (не позволяют ему уйти в "тот" мир), то в ряде других случаев хлеб выступает оберегом для домашнего скота. Накануне Крещения хозяйки пекли праздничные угощения, в том числе выпекали из муки фигурки домашних животных. Это было праздничное лакомство у детей, ими играли, придавалась этим фигуркам и определенная магическая сила: их клали на божницу, а после Святок скармливали скоту, чтобы обеспечить ему сохранность и здоровье. Иногда клали эти фигурки в закрома с зерном, где они хранились до весеннего сева. В данном случае, хлебные фигурки, должны были передать свою силу семенам и обеспечить их хорошую сохранность, всхожесть и плодородность. на Крещение же из святой воды и ржаной муки пекли "святой хлеб". Это было лечебное средство для домашнего скота. сухой святой хлеб крошили, размачивали и добавляли в корм скоту (хлеб передает силу скоту). Вода, в которой мочили хлеб, тоже освящалась (хлеб передает силу воде), использовалась для мытья крынок из-под молока, если туда попадала мышь.

В семейной, ритуальной обрядности, в календарных обычаях хлеб и лен, как и их производные, так же использовались как непременный атрибут. Когда начинается ледоход, люди бросают в воду или на льдину кусок хлеба. Может, это - символическая жертва "тому" миру, чтобы в жизни все было хорошо, чтобы урожай народился. В Чистый понедельник девушки рано утром бежали на горку и катались на коромысле, при этом приговаривали: "Уродись мой лен, тонок и долог, как мое коромысло".

Катание с горы - это магический акт, направленный на получение благополучия в жизни. Катались с гор на Масленицу: насколько хорошо и удачно скатывалась женщина - судили об урожае (хорошо - будет хороший урожай), катались с гор на снопе, чтобы хлеб уродился. Качание на качелях на Масленицу - это тоже нечто иное, как магический акт, направленный на возрастание злаков. Во всех этих ритуальных катаниях, качаниях, прыжках на доске вверх-вниз заметны магические аспекты, связанные с мировосприятием древних коми о земле как силе, дающей человеку жизнь, здоровье, благополучие, ровную хорошую судьбу, счастье.
Таким образом, реконструированные на собранном фольклорно-этнографическом материале технологические процессы производства и обработки льна и хлеба позволяют говорить об их взаимосвязанности и многозначимости той роли, которую они играют в материальной и духовной культуре народа коми.

Поделиться

2024 УИКНО "Надежда науки"

При использовании материалов, ссылка на http://gpv11.tmweb.ru обязательна.