Войти

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Сайт создан на основе материалов этнографических и археологических экспедиций, в которых побывали учащиеся, а так же на архивных материалах, собранных школьниками. Авторы большей части докладов являются победителями в различных конкурсах и конференциях. Ряд докладов построены полностью на материале, который еще не введен в научный оборот.

УИКНО

"Надежда науки"

 

Юшкова Анна

 

«Я счастлив, что имел возможность жить и расти в этой природной стихии»
(П.А. Сорокин)

 

Введение
Турья, одно из самых древних коми селений, расположено в среднем течении реки Вымь, притока Вычегды. Известно, что в XI – XV веках в бассейне Северной Двины, в том числе и по Выми, обитала заволоцкая чудь – предки современных карелов и вепсов, носители прибалтийско-финских языков. Заселяя верховья Выми, они называли эти места «туръя», то есть «север, северные края» в сравнении с западом, их прежней родиной.
Целью данного исследования является - знакомство и распространение информации о старинном коми селе Турья, расположенном в верхнем течении реки Вымь (Княжпогостский район Республика Коми).
Задачи:
- изучение истории села
- знакомство с историческими, архитектурными, культурными достопримечательностями села Турья
- изучение старинных обычаев, традиций, бытовавших у местного населения
- описание современного состояния села Турья
- составление одной из глав «с. Турья» для коллективной работы «Путеводитель «Этнопутешествие по р. Вымь»
Методы, положенные в основу исследования:
- работа с фондами УИКНО (ученическое историко-краеведческое научное общество) «Надежда науки», МУ ДО «Центр детского творчества» Эжвинский район г. Сыктывкар Республика Коми (письменные, аудио и видел - материалы школьных этнографических экспедиций за 2000 – 2010 г.г.)
- работа с печатными источниками и литературой по истории вымских сел и деревень
- анализ и обработка полученных материалов о старинном селе Турья.
- составление страницы «с. Турья» для «Путеводителя «Этнопутешествие по р. Вымь»
Актуальность: данный путеводитель можно использовать для организации и проведения таких туристических маршрутов, как «Водное путешествие по р. Вымь», автобусных экскурсий «По вымским селам и деревням», виртуальных экскурсий «Вымская земля».
В работе использованы материалы Национального архива Республики Коми, научного архива Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (фонды фольклорной лаборатории). Использованы материалы школьных этнографических экспедиций по р. Вымь Княжпогостский район Республика Коми, хранящиеся в фондах УИКНО (ученическое историко-краеведческое научное общество) «Надежда науки» при МУ ДО «Центр детского творчества» Эжвинский район г. Сыктывкара (рук. Канева Т.Н.).

Глава 1. Страницы истории с. Турья
Первое документальное упоминание о Туръе – в Вычегодско-Вымской летописи – относится к 1480 году. Эта дата и считается датой основания села. Однако есть сведения, что возникла Туръя гораздо раньше, а в ХV – ХVI веках стала широко известна как крупный посад – городище, где проходили многолюдные ярмарки, куда приезжали торговые люди со всех северных земель. Известно, что новгородцы, а потом и московские торговые люди издавна, с X – XII веков, за пушниной и другими богатствами шли на Печору и за Урал от Устюга через Северную Двину, Вычегду и по притоку Вычегды Выми поднимались до волока, соединявшего верховья Выми с рекой Ухтой, притоком Ижмы, впадающей в Печору. Далее правым притоком Печоры Усой и ее притоком Собью можно было подойти к верховьям другой Соби, впадающей в Обь. Это был великий речной путь, связывающий Северную Европу с Северной Азией, известный с глубокой древности как Чрезкаменный путь. Такое крупное селение на этом пути, как Туръя, безусловно, сыграло свою роль в освоении Севера, Зауралья и Сибири.
Турья была известна как крупный посад-городище, где была даже своя таможня. Здесь проходили многолюдные ярмарки, связанные с наиболее почитаемыми церковными праздниками, куда приезжали охотники, рыбаки, ремесленники и разные «торговые люди» с Выми, Удоры, Ижмы, Печоры. В каждом доме было полно гостей. Купцы из Великого Устюга вели здесь торговлю хлебом, тканями, изделиями из металлов, ювелирными украшениями. На оленьих упряжках с севера добирались самоеды (ненцы), которые гнали с собой оленей и привозили в бочках печорскую сёмгу. Весь этот торг сопровождался состязаниями - гонками на оленях, борьбой силачей.
Но Туръя была не просто крупным селением. До конца ХV века это было укрепление, имевшее хорошее для тех времён вооружение и даже артиллерию. «Турья была пограничным селом. Здесь заканчивалась власть московского князя и начиналась власть «белых царей» самояди (ненцев), вогулов и угры (манси), - пишет уроженец этих мест писатель Григорий Спичак.
Статус Туръи как торгового центра на Севере держался до конца ХVII века. В начале XVIII века древний Чрезкаменный путь в Сибирь в связи с появлением более удобных дорог через Урал был официально закрыт. И хотя местные жители еще продолжали им пользоваться, Туръя постепенно потеряла свою роль центра торговли. По переписи 1747 года в Туръинской волости (включая Кони, Онежье, Луг) было 607 крестьянских хозяйств.
В 1891 году в Туръе была открыта одноклассная церковно-приходская школа, а в 1899 году на средства общества и уездного земства открылась библиотека. В 1915 году школа преобразована также в земскую начальную школу, в 1940-м она стала семилетней, а с 1943 года – средней, каковой является и сегодня.
О происхождении названия «Турья» существует несколько точек зрения. Некоторые (Плесовский Ф.) считают, что оно пошло от коми названия птиц – «тури» («журавль»), поскольку здесь много болот, на которых водятся журавли. Другие (Лыткин) – от быстрины реки выше села, где лодка качается («тур – тар», древнее «тур» - это «шум» и шумит как метельная погода – «туроб»). Еще он объясняет «шумливый» - это «от порогов». Есть и другие версии. Финны называют Север «турьей», турья расположена севернее Усть-Выми. По мнению Афанасьева А.П.: ойконим «Турья», возможно, связан с местным старинным коми названием р. Вымь – «Туриаю» - «журавлиная река». Не исключена и трактовка из прибалтийско – финского «турья» - «север», «северный край».
Село Турья одно из самых древнейших селений Коми края. Уже в XII в. в районе
нынешнего с. Турья располагалось городище, укрепленное довольно мощной системой валов и рвов. В городище(археологи называют его Турьинским или Пожегским) жили русские. Возможно, Турьинское городище было одним из опорных пунктов новгородцев, стремившихся укрепить свою власть над территорией коми края. Оно просуществовало до XIV века, а потом пришло в запустение, поскольку Вымская земля перешла под власть московских князей, и новгородцы покинули этот район. Князья Вымские, правившие коми краем во второй половине XV века так же предприняли ряд мер по укреплению своей власти. Одним из шагов в этом направлении была попытка построить новый укрепленный городок в районе Турьи. С этим связано первое упоминание о Турье в исторических документах. В Вымско-Вычегодской летописи сказано, что в 1480 г. «почал князь Василей Вымский город на Выми над Турею строити». Неизвестно, было ли закончено это строительство, т.к. вымичам эта затея не понравилась, и они убили князя Василия. По мнению Жеребцова И.Л., если городок все – таки был построен, то он вполне мог являться резиденцией Вымских князей.
Следующее известие о Турье содержится в той же летописи, но относится к концу XVI века. Оно связано с пушной торговлей. В те времена Коми край был богат пушным зверем, коми охотники издревле охотились на него, причем не только вблизи родных селений, но и уходили на значительные расстояния – вплоть до Зауралья. Добытую пушнину они продавали заезжим купцам. В 1597 г. Федор Иоаннович приказал поставить таможенные заставы на всех путях, по которым шла на Русь пушнина. Один из таких путей проходил по Выми на Печору и дальше в Зауралье. Поэтому в Турье была устроена таможня «брать на государя от всякой мягкой рухляди (пушнины) таможенных от девяти десятое лутчее. А штоб не было государевой казне порухи, поставить на заставах верных голов, и торговые людем те заставы не объезжати ни почем». К сожалению, в летописи ничего нет о жителях Турьи.
Эти сведения содержит Дозорная книга 1608 г. В нач. XVII века Турья именовалась посадом. В посадах обычно жили только торговцы и ремесленники, но в Турье большинство населения занималось земледелием и относилось к сословию крестьянскому.
В Турье насчитывалось 2 церковных и 90 крестьянских дворов, 16 из них пустые. Судьба владельцев запустевших дворов была различна. Одни погибли во время военных походов в Зауралье. 2 человека были взяты на военную службу в город Березов на Оби. Многие умерли или бежали в Сибирь во время страшного голода 1601 – 1602 г.г. Среди жителей Турьи были и пришлые люди, но откуда они родом не сказано. Большинство обитателей турьи перечислены в дозорной книге без фамилий, но некоторые все же названы: Попов, Пахов, Летев, Чаков,Ттуров, Типанов, Секерин, Чюликанов, Щербаков, Карсин, Делимов, Казаков, Сырчиков, Воронов, Воимонов, Банин, Бухарин, Волынкин, Блудов, Суворов.
В XVI в около Турьи существовали 4 деревни, но к началу XVII в. они запустели и поросли лесом. Их обитатели переселились в Турью. В 1646 г. в селе насчитывался 51 двор. Количество жителей сократилось по сравнению с предыдущими годами. Причиной смерти или бегства послужили тяжелейшие неурожаи и голод к. 1630-х и н. 1640-х г.г. Спасаясь о голодной смерти турьинцы уходили поодиночке и целыми семьями, даже с детьми Например, «двор пуст Мишки Иванова сына Бугуева, сшел в Сибирь з женою и з сыном Никиткою, Никитка 12 лет». Некоторые фамилии исчезли, но появились в Турье новые: Дубленников, Кротов, Югыдсинов, Копоев, Колев, Патраков, Минин, Некрасов, Самойлов, Габушев, Нестеров, Каканин, Полев, Катаев. В сер. XVII века здесь имелась таможенная изба, кабацкая изба и 3 амбара, принадлежавшие торговцам, приезжавшим сюда из нижневычегодских волостей. В 1678 г. в Турье было 4 двора церковнослужителей (дьячок, пономарь, просвирница) и 36 крестьянских дворов. Появилось несколько новых фамилий – Сапожников, Ершов, Капустин, Ошмаров, Мингалев, Воробьев, Кокорин, Габов, Самодуров, Пирогов. Многие крестьяне из Турьи продолжали переселяться в друнике места. Один крестьянин в 1675 г. переселился на Вашку, некие К. Ершов отправился в Сереговское Усолье, Т. Менькин перешел в Ляли, К. Катаев ушел на Сысолу. Двух человек - И.Ершова и Г. Ошмарова взяли в стрельцы в Москву.
В 1710 г. в селе насчитывалось 48 дворов. Добавилось еще несколько фамилий: Белоголов, Ветошкин. 3 семьи переселились в Сибирь, 1 семья – на Вологодчину. Один из жителей – Иван Васильев был взят на работу на строительство новой столицы Санкт-Петербурга.
В 1859 г. в Турье насчитывалось 83 двора, 549 чел. Во второй половине 1870-х г.г. в Турье открылась школа. В ней обучалось 23 мальчика и 3 девочки. Про Турьинскую школу писали «Вологодские епархиальные ведомости», что она принадлежит к числу наиболее выдающихся в учебном и воспитательном отношении, а школьное помещение здесь – одно из лучших в Яренском уезде. В 1899 г. открылась библиотека, в 1915 г. – начальное училище. В 1924 г. в селе имелось 204 дв., 896 чел. Церковь была закрыта в 1939 г. К 1979 г. в Турье жили 462 чел, в 1989 – 289 чел., из них 79 % коми, в 1992 – 249 чел., в 2000 – 214 чел. в 96 хозяйствах. В 1995 г. здесь имелись дом культуры, библиотека, средняя школа, ясли-сад, магазин, фельдшерский пункт.

Глава 2. Турьинские храмы
По преданию, первый храм в Турье был заложен самим Стефаном Пермским. Ещё до первой переписи населения 1785-1586 гг. в селе была своя деревянная церковь, впоследствии сгоревшая. Это была деревянная церковь Николая Чудотворца.
В 1608 году, согласно Дозорной книге, была выстроена новая церковь – Воскресения Христова. При церкви было 5 келий, в одной из которых жил поп, а в 4 других – нищие. В церкви хранились остатки ненужного уже и непригодного вооружения: «4 пищали затинные горелые, да 5 рушниц в станках, да 5 рушниц горелые ж, а зелья (пороха) и ядер нет». Столь плачевное состояние оружия объяснялось тем, что Турья к тому времени перестала быть пограничным опорным пунктом.
Среди старожилов существует предание, что был в Турье сильнейший пожар. Это было очень давно. Сгорели все дома деревянные и церковь сгорела. Осталась лишь одна ступа да стена-изгородь возле берега. Деревянная церковь Воскресения Христова сгорела в 1588 г. Возможно, отголоски рассказов о том пожаре как раз и сохранились в воспоминаниях старожилов.
Новая каменная Турьинская Воскресенская церковь, как говорят старожилы, строилась вручную, кирпич делали в Керосе, что за Пожегом. Строилась она с 1851 по 1867 г.г. При ней были престолы: в холодной – Воскресения Христова, в теплой – Покрова Богородицы. Третий престол был во имя Николая Мирликийского Чудотворца. Вокруг церкви была изгородь – очень красивая. Церковь была с колокольней.
В 1935 году был репрессирован последний священник Илья Николаевич Попов, церковь закрыли, сняли и увезли все колокола, за исключением одного, который оставили как пожарный. Церковные украшения, иконы, книги растащили. В годы Великой Отечественной войны и после неё церковь служила клубом, главный Воскресенский придел использовали в качестве столовой. Когда в Турье построили дом культуры, храм превратили в складское помещение сельпо. Осенью 1993 года кто-то ночью украл последний - «пожарный» - колокол. Эту Воскресенскую церковь местное населениеи сегодня называет «Пасхальной».
Здание Воскресенской церкви сохранилось до нашего времени, но оно находится в полуразрушенном состоянии. Недавно обнаружилась большая церковная икона Господа Саваофа. Нашли её у одной турьинской женщины. Долгое время она использовала икону в качестве подвальной двери.
Была в селе еще одна церковь, деревянная – на кладбище, но и она была разрушена – распилена на дрова. Осталось в памяти людей название дороги, по которой возили лес для этой церкви – «Вичко кер туй» («дорога для строительства церкви»). В Турье было 3 часовни. По названиям этих часовен данных нет. Но старожилы Турьи назвали церковь, что стояла на кладбище – Часовней Параскевы Пятницы.
Интересные рассказы записаны нашими школьниками от турьинцев, которые рассказывали о наличии в с. Турья обетных крестов. Старожилы говорят, что в деревне было 2 больших креста. Один стоял около кладбища. Существовало предание, что есть внизу в пойме реки луг «Васа видз», а название такое, потому что водяной там жил. Около реки в этом месте так же стоял крест.
Ежегодно в селе проводилась ярмарка. Описание Турьинской ярмарки сохранилось в местном предании о том, как сбежала дочь местного охотника с ижемским парнем. Это предание называется «Украли девушку».
Престольные праздники в с. Турья – Пасха, Николин день (22.05) и Покров (осенний – 01.10 – 14.10). Согласно церковной и народной традиции в Турью в эти дни съезжалось много гостей. Но старожилы утверждают, что самые яркие и многолюдные праздники здесь были – Параскева Пятница и Илья лун.

Глава 3. Престольные праздники
Очень ярко, красочно и незабываемо отмечали праздник Параскеву. Отмечали этот праздник на 9 пятницу после Пасхи, после Петрова заговенья и Петровского поста. В Турье этот праздник называют «Фестивалем». В нем отчетливо переплетаются черты заветных и престольных праздников. «Казалось, что жители всей Выми приезжают сюда на этот праздник», - рассказывает Минина Екатерина Ивановна. На Параскеву обязательно варили сур – «канун» («канон»). Ингридиенты для его приготовления выдавала церковь. Сур варили из ржи самые пожилые и почитаемые женщины в деревне. На улице возле церкви устанавливали столы, не которые выкладывали разнообразную выпечку и еду. Бочки с суром так же ставились возле церкви и на 9 пятницу по Пасхе этот напиток пили по очереди все желающие. Здесь же устраивались качели для детей и взрослых.
Отмечали Параскеву три дня – пятницу, субботу и воскресенье. Главным элементом праздника была икона, ее местные жители называют «ен». В пятницу и субботу «ен» была в Турьинской Воскресенской церкви, здесь же происходили службы, а на третий день – в воскресенье. Ее переносили в часовню на кладбище. Перед этим устраивался крестный ход вокруг села, обходили и поля вокруг с этой иконой и пением молитв, прогоняли под иконой скотину («чтобы подуку т.е. падежа скотины не было»), ходили к реке.
Икону носили только мужчины, по два человека с двух сторон, постоянно менялись. Перед тем, как внести икону в часовню, ее мужчины приподнимали над головой и под ней проходили дети, женщины, больные. Затем здесь, в часовне проходила служба и крестный ход. После службы в воскресенье ходили на кладбище, поминали умерших. Посещали не только могилы родных, но и близких. По народной традиции полагалось обойти всех умерших и помянуть их. Даже здесь царила праздничная атмосфера и даже пели песни (бывало и гармонью).

Глава 4. Турьинские традиции
Старинная Туръя богата традициями. С незапамятных времён здесь празднуют День Пятницы Параскевы – престольный праздник, возрожденный в начале 90-х г.г. Сейчас на праздник приезжают гости, различные фольклорные коллективы из ближайших деревень, а также из Сыктывкара и других мест. В настоящее время икона («ен») хранится в доме у Анны Егоровны Бабиновой. В четверг у неё икону забирают, несут в конец села, где раньше стояла часовня около кладбища, и проходят с ней по всему селу до храма, где поют каноны. Потом молящиеся проходят под иконой. После чего турьинцы идут на кладбище поминать усопших. В этот день принято ходить в гости, угощаться суром. Вечером жители и гости села собираются на большой праздничный концерт.
Старожилы Турьи прекрасно сохранили в памяти такие архаичные обряды, как похоронный, представления о шеве, порче и сглазе, старинный обряд проводов солдат на войну. В селе известны предания и сказки о роде Кэш (одном из основателей Турьи), родовая песня Кэш.
Согласно прозвищной традиции, которая существовала у вымичей, турьинцы - – «йос додь» (сани мелкой рыбы), т.е. люди, которые ловят мелкую рыбу. Тогда, как соседей из д. Кони прозывали «лель бочка» («бочка семги»). Так же сохранились записи рассказов вымских старожилов о том, что «турьинских часто звали «братчина», «бражка», «пряшка» (возм. искаженное «бражка»), что на деле означало «веселые люди, которые не прочь погулять, выпить бражки (сур), отметить весело праздник». И действительно, в Турье гуляли на широкую ногу – отмечали Параскеву Пятницу и Ильин день, свой престольный праздник – Пасху (апрель), Николин день (май), Покров день (октябрь). Практически с весны (Пасха) и до поздней осени – начала зимы гуляли турьинцы. На Петров день (август)гостили турьинцы в Конях, в первое воскресенье после Параскевы (весна) в Жигановке, на Михайлов (ноябрь) и Рождества Пречистыя Богородицы (сентябрь) ехали в Онежье, на Николу (зимнего) отправлялись в Весляну (деабрь). Введение (декабрь) посещали родственников и друзей в Отле. Остается добавить еще и о том, что имелась в Турье и своя кабацкая изба. Что ж прозвище «бражка» наверное, давали турьинцам неспроста. Тем не менее, следует отметить, что во время таких съезжих праздников подыскивалась вторая половина для подрастающих и входивших во взрослую жизнь детям, присматривались невесты – женихи.
У жителей Турьи дома и амбары исстари никогда не запирались на замок, так как случаев воровства просто не было. Это считалось тяжким грехом. Раньше около дверей дома ставили коромысло. Причём по тому, как оно стоит, можно было узнать, где хозяева. Если старое коромысло без одного конца стояло рядом с дверью - значит, хозяева дома и можно зайти. Если коромысло в железном кольце - значит, хозяева ушли на весь день, то ли сено заготовлять, то ли в лес за грибами и ягодами. А вот если коромысло стоит в дверном косяке, образуя с ним треугольник, то хозяева вышли ненадолго - жди их скоро.
Очень важным у вымичей считалась трудовая взаимопомощь. Если тебя приглашали помочь в каком-то деле, допустим в жатве, заготовке сена, то никто не отказывался. Наоборот, радовались, что к ним обратились. При этом плату не брали. Работникам хозяева заранее готовили богатый стол с суром и чаркой водки. Застолье сопровождалось народными песнями и весельем.
Особо ценилась помощь при подготовке к Пасхе, когда выгребали из дома скопившуюся за зиму грязь, чистили и мыли полы, стены, лавки. Начинали с потолков и заканчивали посудой. На одном дому работали обычно пять-шесть молодых девушек и женщин. За эту работу также расплачивались угощением, топили баню.
В каждом селе молодые семьи помогали одиноким бездетным старикам. Заготовляли им мётлы и голики для дома, кололи дрова, мыли потолки и прибирались в доме, парили в бане, приносили грибы и ягоды.
Раньше очень ценилась в людях приветливость. Если молодые люди прошли и не поздоровались, то осуждали не только их, но и родителей, что таких невнимательных детей вырастили. Нельзя было пройти мимо человека, работающего возле дома, чтобы не поприветствовать его.

Глава 5. Современная история села и его знаменитые люди
Древнее село знаменито многими своими уроженцами. Самый выдающийся из них – крупнейший социолог XX века Питирим Сорокин.
В сельском музее его имени можно узнать и о других знаменитых выходцах из Туръи. Среди них – талантливый коми поэт-песенник Фёдор Щербаков; скульптор Юрий Борисов; первая коми художница-иконописец Александра Сухарева; героически погибший на фронте чемпион Коми АССР 1941 года по лыжным гонкам Иван Щербаков и многие другие. Настоящей хранительницей традиций родного села, знатоком истории Туръи являлась на протяжении многих лет Ольга Степановна Шлопова – учительница, проработавшая в местной школе более 40 лет, краевед, литератор, создатель сельского музея.
Современная истории села мало чем отличается от истории сотен других деревень и сел нашей необъятной Родины. В 1929 г. здесь был образован первый колхоз. В годы Великой Отечественной войны из Туръи с близлежащими деревнями ушли на фронт около 200 человек. 134 из них не вернулись. Фронтовыми дорогами прошли и шестеро туръинских девушек. Одна из них, Анна Егоровна Бабинова жива по сей день. Героям – турьинцам, сложившим свои головы на фронтах Великой Отечественной войны в селе установлен памятник.
Организованный здесь в 1929 году колхоз в 60-е вошёл в состав большого животноводческого совхоза «Вымский» с центром в селе Шошка. Многие годы, с предвоенных до 60-х, в Туръе располагалась также дирекция крупного леспромхоза с лесопунктами по рекам Вымь и Пожег. Позже рядом с селом, в посёлке Брусничный, длительное время базировался лесопункт от Кылтовского леспромхоза. Сегодня в старинной Туръе всего 270 жителей. Остались в прошлом и богатый трудовыми достижениями совхоз, и лесозаготовительные предприятия.
Сегодня Турья, некогда шумная и многолюдная, оказалась в стороне от промышленных магистралей. Это стало одной из причин резкого сокращения числа жителей (с 896 в 1926 году до 462 в 1979 году). По данным последней переписи (1989 г.), в Турье проживает 289 человек. Пустующих и заброшенных домов, к сожалению, в Турье становится все больше и больше, хотя смотрятся они до сих пор крепко и основательно. В их облике угадывается былая стать села. Как и прежде, всех выше — Воскресенская церковь, к сожалению, она уже не подлежит восстановлению, внутренний интерьер полностью утрачен. Рядом с храмом, над рекой, там, где стоял «Дом Панова», к юбилею Питирима Александровича Сорокина был установлен памятник.

Заключение
Приезжая или покидая Турью, мы всякий паз любуемся пейзажем: на крутом берегу будто бы присела птичья стая: вожак — белокаменный храм, а за ним птицы — черные дома — строгими линиями по белому снежному или мягкому зеленому покрывалу. Я иногда ловлю себя на мысли: «А может оно и к лучшему то, что село в стороне от дорог? Здесь не выхолощены, не «испорчены цивилизацией» самобытность, память, целостность, закваска старинного села Турья – лучшего места на земле!».

Поделиться

2024 УИКНО "Надежда науки"

При использовании материалов, ссылка на http://gpv11.tmweb.ru обязательна.