Войти

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Сайт создан на основе материалов этнографических и археологических экспедиций, в которых побывали учащиеся, а так же на архивных материалах, собранных школьниками. Авторы большей части докладов являются победителями в различных конкурсах и конференциях. Ряд докладов построены полностью на материале, который еще не введен в научный оборот.

УИКНО

"Надежда науки"

Автор – Листратенко Иван Анатольевич, ЦДЮТ «Интерес», УИКНО (ученическое историко-краеведческое научное общество) «Надежда науки», Эжвинский район г. Сыктывкар
Научный руководитель – Канева Татьяна Николаевна, педагог-организатор, учитель истории.

Церковь. Православие. Христианство.

Отныне эти слова – загадочные, а для некоторых поколений почти запретные – вновь у всех на устах. Вновь волнуют и притягивают.

Возможно, у меня и не возник бы столь глубокий интерес к данной проблеме, если бы случайно я не познакомился с бабушкиным архивом, который вот уже много лет она скрупулезно собирает по крупицам и бережно хранит. Этот бабушкин архив – не только семейная реликвия, с помощью которой можно восстановить генеалогическое древо нашего семейства, но и на мой взгляд – ценнейший исторический источник, с помощью которого можно проследить историю церкви, края, семьи . Архив включает в себя несколько альбомов (4), оформленных, в которых содержится информация о представителях рода, встречавшаяся в к-л изданиях, газетные вырезки, записи воспоминаний родственников и самой бабушки, фотографии и некоторые документы представителей рода Поповых, выписки из архивных материалов, справки и.т.д. Кроме этого у бабушки есть несколько тетрадей, исписанных от корки до корки, куда она заносила все те данные, которые где-либо получала о своих предках.

История составления семейного архива несложна - от дальней родственницы Малыхиной А.Г. получили репринтное издание книги «Краткие сведения о храмах и причтах церковных Коми края до 1917 г.», и «Репрессированное православное духовенство Коми края».бабушка беседовала с Малыхиной А.Г. и выяснилось, что они имеют одни корни, хоть и дальние. После этого бабушка стала собирать материал о своих предках дома, у родственников, знакомых, в архиве, вступила в Родовую общину Репрессированного духовенства Коми края. Она проехала по тем районам, где жили и служили священники Поповы, встречалась со старыми людьми, которые хоть что-то могли рассказать, вспомнить, записывала это в тетрадь.

Хранителем и составителем семейного архива является Добринская (Попова) Эмилия Николаевна, 1931 г.р., ур. с. Зеленец, Сыктывдинского района Республика Коми, врач – стоматолог, сейчас на пенсии, проживает в Эжвинском районе г. Сыктывкара. Она в свое время работал с документами Республиканского архива ЗАГС, с коллекцией метрических книг о рождении, браке и смерти за 1882, 1825 – 1917 г.г. Бабушка любезно предоставила мне возможность воспользоваться этими выписками из архива. И, я, познакомившись с ним, попытался составить родовое древо семьи. Однако, оно оказалось очень большим и разветвленным. Поэтому, для начала своего исследования я взял за основу только одну ветвь – по линии мамы – Листратенко (Добринской) Любови Зеноновны и бабушки – Добринской (Поповой) Эмилии Николаевны. Кроме этого, я в работе использовал данные периодической печати - статьи из газет «Республика», «Дым Отечества», «Эском», «Епархиальные ведомости» и др. таких авторов, как Малыхиной А.Г., Суворова Е., Сивковой А.Н., и др. Изучены были так же статьи и книги местных краеведов, занимающихся проблемами православной церкви на Севере - Малыхиной А.Г., Карманова Ф.Г, Игнатова М.Д., Полещикова В.М., Рогачева М.Б., и др.

Заинтересовавшись историей своего рода, и изучив бабушкины записи, я составил родословную по линии матери и бабушки и получил от 8 до 12 колен (по разным ветвям) своих первопредков. Кроме этого я насчитал 21 служителя культа по линии своего рода Поповых. Так же выяснил, что имею опосредованное отношение по бабушкиной линии к роду священнослужителей Поповых – Спасских. Дед (Попов Иван Георгиевич) моего прапрадеда (Попова Симеона Викентьевича) был родным братом Василия Георгиевича Попова (священник Киберской Спасской церкви) и дядей Дмитрия Васильевича Попова (дьячка Киберской Спасской церкви), получившего фамилию Спасского. О счастливой и трагической судьбе священников этой династии много написано современными коми исследователями, в частности Малыхиной А.Г., которая так же связана родственными узами с родом Поповых, т.е. с моим родом. Приятно и гордо осознавать и еще одну вещь – свою, хоть и отдаленную, но сопричастность к родству с замечательным коми поэтом, классиком коми поэзии Иваном Куратовым, родная сестра которого Антонина была женой Константина Попова, двоюродного брата Василия Георгиевича, а значит и Ивана Георгиевича, прадеда моего прадеда Попова Николая Симеоновича, священника Зеленецкой Богоявленской церкви, затем - врача-ветеринара.

И еще я выяснил, что по линии прабабушки (Клочковой Елены Ивановны) моего прадеда мой род связан с еще одним древнейшим родом священников из с. Вотча Клочковыми. А моя прабабушка Софья Петровна из известного рода священников Сивергиных.

Практически все из моих первопредков были людьми образованными, грамотными, служили в церквях и давали уроки в церковно-приходских школах и училищах. Они составляли слой провинциальной церковной интеллигенции. Их деятельность наполняла общественное служение Церкви новым содержанием, делала его более созвучным эпохе.Благодаря таким людям стало формироваться осознание епархиального единства, общности его прошлого и настоящего. Церковных интеллигентов сближало не только ведомственное единство. Они были, как правило, из потомственного духовенства (пример тому мой род священников Поповых), учились в одной системе духовных учебных заведений. Например, Вологодскую духовную семинарию закончил Попов Викентий Васильевич, а его сын Симеон Викентьевич в 1875 году закончил Яренское духовное училище. Это же училище заканчивал ранее, в 1834 году Попов Иоанн Алексеевич. Да и остальные представители семейной династии учились либо в Вологде, Яренске, Усть-Сысольске.

Всё приходское духовенство Севера XIX в., как правило, получало семинарскую подготовку. К концу столетия среди священников практически все имели за плечами полный курс одной из северо-российских семинарий. Младший причт состоял либо из лиц, окончивших духовные училища, либо получивших практическую выучку в храме. Однако, и среди них чаще встречались псаломщики, учившиеся в семинарии или окончившие её. Разумеется, всё это заметно возвышало пастырей над прихожанами, способствовало развитию катехизации, проповедничества, усилению духовного и эстетического воздействия богослужений, формированию сознательного отношения к вероучению. За два синодальных столетия приходское духовенство сделало огромный шаг вперёд в своём саморазвитии и образованности. Священническая среда теперь была способна выдвинуть ярких проповедников, слушать которых порой собиралась вся волость. Да и не мудрено – моим предкам священникам было что рассказать людям, было на кого сослаться, ведь общались они с многими яркими церковными деятелями и, конечно, получали от них свой урок. Так, например, в разные годы, разные представители священнослужителей Поповых при разных обстоятельствах общались с первыми лицами в церковной организации – архиереями, возглавлявшими Вологодскую кафедру. Например, епископ Вологодский Иринарх (Попов, 1842 – 1844 г.г.) посвящал на дьяческую должность Попова Иоанна Алексеевича, а о. Викентия посвятил в стихарь. В стихарь же был посвящен и Иоанн Алексеевич, но несколькими годами раньше, и посвящал его епископ Вологодский и Устюжский преосвященейший Стефан (Романовский, 1828 – 1841 г.г.). Получал рукоположение в сан священника, сначала от преосвященного Павла (Доброхотова, 1866 – 1869), а затем от Израиля (Никулицкого, 1883 – 1894 г.г.) Попов Николай Иванович. Он же, ранее получал благодарность за усердно-ревностное преподавания закона Божьего от епископа Вологодского и Тотемского Алексия (1895 – 1906 г.г.). Попов Иван Георгиевич был рукоположен, а затем посвящен в стихарь епископом Онисифором (Боровик, 1814 – 1827 г.г.). Несомненно, встреча и общение с ним не могли не оставить следа в памяти Ивана Георгиевича, и, возможо, какие-то качества перенять для себя. Известно, что Онисифор много лет прослужил в качестве полкового священника, он участвовал в войне 1812 г., был в армии во время зарубежного похода в Европу. Являлся духовником фельдмаршала Кутузова в последние минуты жизни полководца, в Бунцлау. Онисифор пользовался особым доверием Александра I. Он, будучи епархиальным архиереем, принимал царя в Вологде. Отличался подвижнической жизнью, патриархальной добротой и простотой. Еженедельно одаривал нищих во дворе архиерейского дома. Несомненно, повезло в общении и знакомстве дьячку Вотчинской церкви Попову Василию Ильичу, который был посвящен в стихарь епископом Евгением (Болховитинов, 1808 – 1813 г.г.). Он вошел в историю Вологодской епархии не только, как очередной епископ, но и как известный учёный первой трети XIX века, академик, историк, литератор, автор наиболее полного словаря русских писателей. Он занимал Вологодскую кафедру в годы Отечественной войны 1812 года, благословил вологодских добровольцев, уходивших в Новгородское и Петербургское ополчение. Евгений являлся первым историком Вологодской епархии, собирателем древностей.

Церковных интеллигентов роднили семейные узы и бытовые традиции, близость нравственных и мировоззренческих ориентиров. Поэтому, не удивительно, что священники предпочитали женить сыновей или выдавать замуж дочерей за представителей своего круга – выходцев из таких же семей. Оформление границ духовного сословия способствовало складыванию священнических династий. И в моей семье – бабушка – дочь священника, а ее мать в свою очередь, так же была из рода священников. И все остальные представители моего рода были детьми священнослужителей. Эта традиция была прервана в 30-е г.г. нашего столетия по вполне понятным причинам – тяжелейшие репрессии против церкви, священнослужителей, которые прокатились по стране, и не обошли нашу республику, не могли не наложить свой горестный отпечаток. Церкви закрывались, священники наказывались. Закрыта была и Зеленецкая Богоявленская церковь, а мой прадед перешел на службу врачем-ветеринаром. Его жена - Сивергина Софья Петровна – дочь злодейски убитого в 1917 г., и найденного в 1924 г. псаломщика местной церкви Сивергина Петра Павловича. Кстати, рискуя жизнью, когда уже начались гонения против церкви, отпевал Сивергина П.П. Попов Симеон Викентьевич, отец его зятя (сват). А сама Софья Петровна долгое время работала учителем в школе. В целом, как отмечают исследователи, духовное сословие находилось в состоянии некоторой корпоративной замкнутости. Но постепенно оно стало выходить из этого состояния. Духовенство охотно шло на сотрудничество с земской интеллигенцией, на совместное обсуждение местных проблем, создание просветительских, благотворительных и научных союзов. Наиболее ярко общественное служение духовная интеллигенция проявила в развертывании просветительской деятельности. На этом поприще мои предки показали себя очень ярко. Практически все они были преподавателями местных церковно-приходских школ, учили сельских детей, да и взрослых, за что не раз получали награды и поощрения. Так, Попов Симеон Викентьевич (мой прапрадед, родом из с. Вотча) закончив в 1875 году Яренское духовное училище, в 1879 году заканчивает Тотемскую учительскую семинарию. И с этого же года учительствует в Ижемском двухклассном училище, преподает науки ученикам первого класса. Затем перебирается ближе к своей родине – в Межадор, где в 1885 г. учительствует в начальном училище. На следующий год он переезжает в Визингу и так же ведет преподавательскую работу. Как учитель он был, видимо, достаточно строгий и требовал от учеников не только послушания, но и большого усердия. Отец Георгий (Модянов), священник Ибской церкви рассказывал, по воспоминаниям моей бабушки, общавшейся с ним, что «...его бабушка училась у о. Симеона, и отзывалась о нем, как о строгом наставнике, секущем нерадивых учеников по рукам вицей. Но она, как многие другие ученики этого училища была примерной ученицей, и подобных наказаний не получала, а только похвалы от о. Симеона». В 1889 –1891 г.г. о. Симеон (к тому времени уже будучи рукоположеным в сан диакона Вотчинской церкви) был назначен Усть-Сысольским отделением Вологодского Епархиального училищного совета в члены испытательных комиссий в церковно-приходские школы. Это было очень ответственное поручение и занятие, к которому допускали далеко не всех, а самых достойных и уважаемых людей. И дальнейшая судьба его была связана с усердным служением Богу и людям. В 1897 году он был определен, а в 1988 году рукоположен в священники Чукаибской церкви. В этом же году он становится заведующим и законоучителем местной церковно-приходской школы. За свое усердие и рвение в службе, как в церковной, так и в мирской он, будучи духовником местного благочиния, в 1906 году был награжден набедренником за усердную и полезную пастырскую службу (как и его отец – Попов Викентий Васильевич), в 1911 г. – награждался фиолетовой скуфьей (и здесь он повторил своего отца), а в 1909 году был удостоин серебряной медали на двойной Владимирской и Александровской ленте, в память 25-летия церковных школ. Занимался о. Симеон, по-видимому, и общественной деятельностью, об этом свидетельствует запись о том, что «...в 1887 году он был награжден 50 рублями Усть-Сысольским земским собранием». Умер о. Симеон в возрасте 66 лет, в 1924 году, отпев и проводив, в последний путь своего свата, злодейски убитого в 1 917 г.

Было о. Симеону в жизни с кого брать пример ревностной службы Богу и людям. Его отец – Викентий Васильевич будучи дьячком Вотчинской церкви в 1843 году был посвящен в стихарь Павлом, епископом Вологодским и устюжским, а затем рукоположен в диакона. Он на церковной службе в Обьячевской церкви – диаконом, псаломщиком, затем – священником Чупровской, Аныбской церквей. Активно ведет разьяснительную, воспитательную, образовательную работу среди населения. С 1879 года он был членом благочиннеческого и попечительского советов, был председателем Аныбского церковно-приходского попечительства, за кои заслуги и беспорочную службу в сане не раз отмечен был наградами. С 1892 года о. Викентий был духовником Богоявленского округа благочиния Усть-Сысольского уезда. Умер в 1896 году в возрасте 76 лет.

Не менее интересный в истории православной церкви и полезный для людей след оставил и мой прапрапрадед Попов Николай Иванович (отец моей прапрабабушки Поповой Ольги Николаевны). Он родился 27.03 1838 г. в с. Шошки, в семье диакона Шошкинской церкви Иоанна Алексеевича Попова. В 18 лет закончил Яренское духовное училище, а с 1861 года становится пономарем Нювчимской церкви. За усердную службу Богу и Церкви в 1865 году был посвящен в стихарь. Стихарь – это священническое облачение. С 1861 года он так же учительствует в Нювчимскои сельском училище. Знание своего дела и усердие в делах не остаются незамеченными – в 1868 году преосвященным Павлом – епископом Вологодским, он был рукоположен в диакона Вилегодской Спасской церкви Соль-Вычегодского уезда. А через два года становится диаконом Вологодской городской Богородской кладбищенской церкви. В 1884 году возвращается со своей семьей на родину – в Коми. В 1884 году был рукоположен преосвященным Израилем. Епископом Вологодским и Тотемским в священники Керчомской церкви. Здесь он сначала был помощником настоятеля, а затем - настоятелем, законоучителем начального Керчомского сельского училища. Отец Николай возглавил в 1885 году здесь. В Керчомье, церковное приходское попечительство. Это был своего рода церковный актив. Состоящий из ревностных и зажиточных прихожан. Они ведали состоянием приходского храма, оснащением приходской школы, изыскивали средства для повышения оклада учителям и помощи неимущим и.т.д. Многие влиятельные и состоятельные прихожане считали своей обязанностью войти в состав попечительства. Из архивных материалов видим, что он вел активную работу, направленную на борьбу с расколом церкви. Так в 1886, 1889. 1890, 1903 г.г. ему удалось присоединить из раскола и вернуть в ложе официальной православной церкви не один десяток людей. За успешное обучение детей Закону Божию среди раскола он был удостоен наградой в 20 рублей из сумм министерства народного просвещения. А в 1895 году управлением Санкт-Петербургского учебного округа за усердно-ревностное преподавание Закона Божьего выражена благодарность Его Преосвященством Алексием, епископом Вологодским и Тотемским в поощрении благоплодности пастырских трудов в борьбе с расколом, так же было преподано Божие благословение. На этой ниве продолжает свою работу о. Николай и дальше – старообрядцев в данном районе было много. С 1897 года он становится заведующим Керчомской школой грамоты с миссионерской деятельностью, он является членом попечительского совета. А в 1900 году за особенную деятельность в борьбе с расколом Советом Велико-Устюжского Стефано-Прокопьевского братства ему была объявлена благодарность, в следующем году он был избран окружным духовником местного округа. В 1903 году за усердную и полезную пастырскую службу награжден набедренником, утвержден лектором народных чтений. Усть-Сысольское попечительство устраивало встречи с жителями сел, деревень, с коими велись беседы, читались лекции на злободневные и воспитательные темы. Так, о. Николай вел активную работу по искоренению пьянства среди местного населения и читал лекции о народной трезвости. Кстати, вести работу среди староверческого населения в свое время приходилось и Попову Викентию Васильевичу, который служил в Чупровской церкви, а как известно, в с. Чупрово, Муфтюга и др., на Удоре так же было много представителей «раскола». Именно поэтому епархия отправляет в такие места в качестве миссионеров людей, которые могли бы своими проповедями, своим авторитетом, убежденностью поставить «заблудших» на путь истинный.

Из рода Поповых вышло 12 священников, которые в разное время служили в разных церквях и разных районах Коми края: Визингской (о. Илья, о. Иоанн Георгиевич, о. Георгий), Койгородской (о. Парамон), Вотчинской Богородицкой (Клочков Иоанн), Кажимской (о. Клочков Алексей), Чукаибская (о.Симеон), Керчомская (о.Николай), Шошкинская (о.Петр), Аныбская (о.Викентий), Чупровсая (о. Викентий), Усть-Сысольского Троицкого собора (о. Иоанн).

Священник стоит во главе приходского клира и является единственным свершителем богослужений - в этом состоит его первая функция. Он же совершает 6 из 7 христианских таинств. Третья его задача состоит в научении прихожан истинам веры. Священник призван быть душепопечителем - уметь понимать внутреннюю жизнь своих прихожан наставлять их в различных жизненных ситуациях наказывать за отступления от норм поведения предупреждать их от дурных дел - (знать что сказать больному сомневающемуся бесстрашному).

В храме священник следит, чтобы каждый член причта занимал своё место и исправно исполнял возложенные на него обязанности. Он заботится о благолепии храма, о его внешнем порядке, о надлежащем содержании храмовых святынь, икон, богослужебных книг, облачений и церковной утвари. Он не имеет права без воли епископа предпринимать что-либо существенно важного в своей церковной деятельности (ремонтировать храм, похоронить самоубийцу, обвенчать несовершеннолетнего, выехать за приделы прихода на длительный срок и др.).

Не меньшее количество в роду было и дьяконов, через эту ступень прошли практически все, впоследствии получившие сан всященника. 12 дьяконов служили в Объячевской, Шошкинской, Выльгортской, Вилегодской Спасской, Вологодской Богородицкой, Усть-Сысольском Троицком соборе, Вотчинской Богородицкой, Визингской церквях. К младшей степени священства относятся диаконы. Их назначение - вспомоществование, поскольку диакон служит при таинствах, но не совершает их. Диакон готовит священные сосуды, возносит молитвы во время богослужения, читает вслух Евангелие, совершает каждения (обход храма с горящим кадилом) и др.

Хороший диакон, обладающий хорошим слухом и выразительным голосом, заметно украшает богослужение, делает его эмоционально ярким. Не удивительно, что диакон, стоящий ступенью ниже священника, всегда ценился очень высоко, был своего рода роскошью прихода.

Помимо священнослужителей (духовенства), большая группа служащих в храме именуется церковнослужителями. Среди них - дьячки, пономари, псаломщики. Священным саном они не обладают. Их главное назначение - оказание помощи священнослужителям во время богослужения и требоисправления: чтение положенных текстов, разведение огня для кадильницы, приготовление просфор, вина и воды, соблюдение чистоты в алтаре. Они исполняют и клиросное послушание (читают и поют на клиросе), сопровождают священника при посещении им прихожан, читают синодики (поминания). Дьячки, как правило, вели всю храмовую документацию. В роду Поповых было 6 дьячков, 2 псаломщика, 5 пономарей. 2 человека были окружными духовниками.

Таким образом, основной духовной и организационной ячейкой Православной церкви всегда был приход – устойчивое сообщество верующих, проживающих в одной местности. Центром прихода был храм, а пастырем, духовным отцом – приходской священник. Народ Божий нуждается в пастырях – охраняющих, учащих и управляющих. Православные пастыри пытались помогать сохранять стабильность общества. Представителями духовенства четко осознавался их пастырский долг и христианское миропонимание, которому чуждо насилие. Они неустанно призывали прихожан быть верными традиции и устоям и в этом видели стабилизирующую роль Церкви в обществе, которое постоянно раздиралось социальными и политическими противоречиями.

В завершение, хочу сказать, что судьба уберегла моих непосредственных предков от горькой участи репрессированных. Однако, в 20-х г.г. наша ветвь священнослужителей Поповых прекратила свое существование. Последний из "наших" Поповых – Николай Семенович, снял с себя рясу и стал врачом – ветеринаром, а его жена – стала учительницей русского языка. Они продолжили род, но его представители теперь уже стали не духовной интеллигенцией, как их предки, а светской (врачи, учителя, инженеры).

Поделиться

2025 УИКНО "Надежда науки"

При использовании материалов, ссылка на http://gpv11.tmweb.ru обязательна.