Войти

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Сайт создан на основе материалов этнографических и археологических экспедиций, в которых побывали учащиеся, а так же на архивных материалах, собранных школьниками. Авторы большей части докладов являются победителями в различных конкурсах и конференциях. Ряд докладов построены полностью на материале, который еще не введен в научный оборот.

УИКНО

"Надежда науки"

Автор: Киселева Т., Республика Коми, г. Сыктывкар, Муниципальная средняя полная общеобразовательная школа №37 с углубленным изучением ряда предметов, г. Сыктывкар., 9 класс

Участвуя в школьной фольклорно-этнографической экспедиции в Удорский и Усть-Куломский район, опрашивая местных старожилов, автор доклада решил обратиться к теме весенне-летней календарной обрядности коми. Эта тема достаточно хорошо изучена, есть капитальные труды у Конакова Н.Д., Лимерова П.Ф., Рочева Ю.Г., Семенова В.А. и других авторов. Нам думается, что новые данные, полученные в ходе экспедиций должны пополнить имеющиеся знания по календарной обрядности и воззрениям коми населения. Некоторые данные стали подтверждением уже имеющихся и опубликованных материалов, другие на сегодняшний день являются уникальными.

Так, например, на Удоре многочисленны варианты описаний обрядов, связанных с сенокосом: "некса", "новишна". Интересен местный вариант празднования Благовещения - "чеччалан лун". В Усть-Куломе были получены интересные сведения об обрядах, связанных с оберегом животных, имевшим место на Великий Четверг. Интерес представляют, записанные на Удоре, обряды и приговорки, связанные с первым громом, началом ледохода, символизирующими пробуждение природы, жизни, очищение от всего плохого, что накопилось за год.

Праздников весенне-летнего цикла значительно больше, чем осенне-зимних. Практически все они связаны с сельскохозяйственными работами. Почти во всех обрядах и действиях отражается цикличность годовых процессов, цикличность движения солнца, в целом - цикличность времени. Это и качели, и скакание на доске, и катание с гор, движения "вверх-вниз" - все это как бы отражает в себе "жизнь-смерть-возрождение", "весна-лето - осень-зима". Символика этих действий достаточно глубока, она связана с представлениями о "той" и "этой" жизни, о границе между ними, о "древе жизни".
Все весенние обряды у коми направлены были на возрождение природы, преображению ее плодородных сил, возобновлению популяций диких зверей и птиц, успешному весеннему нересту рыбы. Во многих обрядах и действиях находит отражение идея победы возродившегося солнца, пробуждения природы.

Остановимся подробнее на тех обрядах и традициях, которые связаны были непосредственно с началом весны, полевых, сельскохозяйственных работ. На 7 апреля (нового стиля) приходится празднование Благовещения. Здесь образ Богородицы связывается с древней богиней плодородия, возрождения природы. Этот праздник знаменовал окончательную победу весны над зимой. В Благовещенье запрещалась любая работа, на Удоре говорили: "В Благовещенье девка косы не плетет, птица гнезда не вьет". На Удоре мы слышали известный вариант предания: "кукушка свила себе гнездо в этот день, и навек осталась без дома" (Глотово).

Интересно описание местного варианта празднования Благовещения, полученного в селах Большая и Малая Пысса: здесь упоминается праздник "чеччалан лун" В этот день ставились возле домов у стены чурки, на них клали доски и прыгали. Причем, прыгали целую неделю. Участвовали в этом действии дети, молодежь, незамужние молодые женщины. Соревновались - кто выше прыгнет и не упадет с доски. В этом обряде, видимо, тоже имелся какой-то определенный смысл, сравнение (прыгали как "птички"). На Благовещенье как раз птицы начинают возвращаться из далеких краев, веселятся, чирикают воробьи - природа оживает, веселится. В самом названии "чечча" - "вставать", "просыпаться" существует связь с природой. С образом птицы сравнивается судьба, душа человека. Подпрыгивая на доске, человек взлетает, опускается. "Вверх" - "душа" взлетает, природа оживает, "вниз" - замирает, опускается. Чем выше прыгаешь, тем длиннее и счастливее судьба, жизнь человека. Может и прыгали-то неделю удорцы так как хотели, чтоб урожай уродился большой, чтоб весна и лето были длинные и теплые, жизнь счастливая и долгая.

"Чеччалан лун" - день просыпания природы. И действительно, с Благовещенья начиналась активная подготовка к весенне-летним полевым работам.

Ближайшей временной вехой в годовом хозяйственном цикле был Егорьев день (6 мая нового стиля). Этот день был посвящен домашнему скоту. С него начинали выпускать на улицу скотину, предварительно осветив дверь в загоне для скота, или окурив животных, тем самым, очистив и предохранив от всевозможной скверны или порчи. Как правило, Егорьеву дню предшествовал большой праздник Пасха и Великий Четверг. Оба эти праздника так же напрямую были связаны с охранительными обрядами для скотины. Ночь на Великий Четверг считалась особо опасной, поскольку злые духи в это время перед своим исчезновением в христово Воскресенье, становились особо агрессивными. В Усть-Куломском районе нам поведали о некоторых обрядах и действиях, заклинаниях, производимым относительно домашнего скота, чтобы оградить его от злых духов: " Утром в Великий Четверг вставали рано, особенно женщины. Открывали печную трубу и выкрикивали в трубу, выкликая скотину: "Тайтэ, лок тайтэ, гортлан, лок тайтэ, лек.." (Попова Ия Ивановна, 1932 г.р., Усть-Кулом). Делалось это для охраны скотины, чтоб не терялась, когда ее выпустят на улицу. "В этот день вообще много внимания уделялось скотине. Следили за ней, боялись, что могут придти колдуны, незаметно выстричь клок шерсти, для того, чтобы навести порчу " (Попова Нина Афанасьевна,1935 г.р., Озъяг). "Скотину стегали вербной веточкой, взятой из-под образов, простоявшей там год, накануне Вербного воскресенья. Стегали, чтобы все плохое ушло, здоровое осталось." (Попова Нина Афанасьевна, 1935 г.р., Озъяг). Веточкой вербы стегали и людей, приговаривая: "Верба лачке, ме ог лачке. Лишь бы было на здоровье" - "верба сечет, не я секу" - этот довольно устойчивый текст встречается в рассказах старожилов сел Глотово, Пыссы (Удорский район). "Если заболеет скотина, или сглазят ее (корову, овцу) хозяйка пойдет, украдет что-нибудь маленькое, можно совсем небольшой кусочек. Красть надо у человека, которого подозреваешь в порче. Затем положить на блюдце, сжечь этот предмет и дымом окурить животное или дать ему понюхать этот дым. Читают молитву или заговор" (Есева Александра Ивановна, 1927 г.р., с. Носим, Усть-Куломский район). Она же сообщила: "Когда скотину отдавали кому, ноги (копыта) мыли, вытирали, чтобы род не ушел" ("Родыс медас лун"). Под этим подразумевалось, чтобы порода скота не вышла. Чтобы уберечься от колдунов, злых духов, накануне Большого Четверга крестят все входы, окна, отверстия в доме, закрывают трубу (Есев Николай Изосимович, 1931 г.р., с. Руч Усть-Куломский район).

Целая серия обрядовых действий, совершаемых в Великий Четверг, так же связаны с хозяйственной деятельностью человека. "Рано утром высыпали на стол мелочь и считали деньги. Чем больше мелочи, тем больше будет денег в этом году. Молились, просили бога о помощи" (Попова Ия Ивановна, 1932 г.р., с. Усть-Кулом). Она же вспоминает: "Мужчины задавали вопросы, обращаясь к богу насчет охоты - удачная ли она будет в этом году, молились за это". Есева Александра Ивановна, 1927 г.р., с. Носим Усть-Куломский район описывает игру, в которую играли утром в Великий Четверг: "Женщины, дети, молодежь играли. Таскали по улице сеть, или во дворе, накидывали ее на кого-либо и спрашивали, если кого поймают: "Сколько поймали?" - "Очень много" - такой ответ означал, что в этом году будет много рыбы". В этот день старались переделать все необходимые в крестьянском быту работы, чтобы они успешно шли в течение всего года.

С приходом весны всегда ассоциируется таяние снега, прилет птиц, ледоход, первая гроза. Вскрытие рек - это незаурядное событие годового природного цикла, которого очень ждали и радовались. Особенно радовались дети, которые бежали к реке с приговорками типа:

Йи кылало
Вад олало
Казна ыбос воляло
Марья, простит.
Иван воко, здорово
Кузь чышъяна Ликерья
Ола патка Одотья.


Лед идет
Вода колышется
Дверь казны раскрытая
Марья, прости.
Брат Иван, здорово
Гликерья в длинном платке...

 

(Записано в селе большая Пысса Удорский район)

Мимо взрослых данное событие так же не проходило. Они говорили: "Вековечный мост пошел. ("Вековечной мос модис")". Это записано было в селе Большая Пысса (ВФ 0504-14 ГЦНК). "Бросали кусок хлеба, когда лед тронется" (записано в Малой Пыссе), "Бросают что-нибудь старое, что на берегу валяется" (записано в Большой и Малой Пыссе), "Бросали щепки, палки, так, чтобы они попали на льдину и при этом приговаривали: "Плыви, плыви в море-океан, уноси с собой все плохое" (записано в селе Глотово, Будрина Мария Васильевна,1919 г.р.). "Когда идет ледоход, люди моют лицо" (записано в селе Чернутьево, Попова Глафира Григорьевна,1917 г.р.). Когда умывались водой при ледоходе говорили: "Чтоб вниз все пошло" (записано в селе Глотово, Шечева Татьяна Григорьевна,1924 г.р., АФ 0511-21 ГЦНК ).

Река в мировосприятии древних всегда воспринималась, как дорога в другой мир, как граница между двумя мирами. Освобождение ото льда, оживление реки возобновление животворящей силы символизировало возрождение жизни. Вместе со льдом, который "омертвил" реку, "сковал" жизнь, а теперь уходит должно уйти все плохое, недоброе. Это "плохое", "недоброе" вкладывалось в предметы, щепки, палки и должно было уйти, освободить место "новому", "хорошему". Хлеб здесь выступает как жертва, знак задабривания водной стихии. В целом, во всех этих действиях, прежде всего, проявляется окончательное прощание с зимой.

На первый гром и дети, и взрослые катались по земле, кувыркались, "чтоб спина не болела" (Будрин Александр Алексеевич,1923 г.р., Будрина Мария Федоровна, 1925 г.р., с. Глотово Удорский район АФ 0509-11 ГЦНК). Возможно, соприкосновение с землей, символом благополучия, плодородия, должно было дать здоровье и силу, так необходимую перед долгими и трудными весенне-летними полевыми работами. Но и перед осенне-зимними работами тоже нужна была определенная "подпитка" На Петров день (12 июля) утром по росе кувыркались, "чтоб здоровье было, чтоб спина не болела". при уборке хлебов и сена, "В первый выход на работу плели косу из колосьев или соломы, ею обвязывали поясницу, чтоб не болела или делали жгут или просто клок сена привязывали к пояснице" (записано в Озъяге Усть-Куломского района, Попова Нина Афанасьевна, 1935 г.р.). Здесь, колосья, солома, сено выступают как производные от Земли-матери и так же наделяются жизненной силой.

Во время первого грома, кувыркаясь, приговаривали: "Громи, не громи меня, дай здоровья" ( Будрина Мария Васильевна, 1919 г.р., с. Глототво Удорский район АФ 0509-27 ГЦНК). Иногда при этом говорили" "Чтоб урожай был хороший" ("Тыра йер по мед"), "Полный двор нагрохотало" (Павлова Александра Егоровна, 1925, с. Кучмозерье Удорский район). И снова видим прикосновение и обращение к Земле с просьбой об урожае, достатке в доме, силе, здоровье.

С Петрова дня начинался сенокос - самая жаркая страда, когда каждый день на счету. Говорили, что " до Ильина дня в сене пуд меду, после Ильи - пуд навозу". На Удоре во время сенокосной поры был обычай делать "нетсу" (такое название этого обряда бытовало на Вашке). У мезенских коми подобный обряд назывался “залазь”. Конаков Н.Д. описал этот обряд, сущность которого сводится к тому, что подросток, первый раз отправляющийся на сенокос, должен был оставить своеобразную “заметку” - сделать затес на вершине ели. Во время экспедиции на Удору мы получили много сведений относительно аналогичного обряда, но называли его жители немного по иному - “некта” (иной раз - “некса”). Связан был обряд, как с первым выходом человека на сенокос, так и с установлением первого стога. Приведем некоторые описания этого обряда: "Кто первый раз идет на сенокос делает "некту" ("нексу"). Парень залезает на ель до вершины и обрубает сучья”. "Некту" делали и в честь девушки, но “залазил на дерево при этом парень. Он обрубал топором ветки расстояние со стол (1-1,5 м)”. Если первый раз подросток идет на сенокос, пожилые его посылают: "вот первый раз пришел - иди делай "нексу". Так же, как первый стог поставят - вырубают "нексу" (записано в большой Пыссе, делали в д. Ыбул - часть Пыссы, а в самой Пыссе этого не делали).

С обрядом "новизно", встречающемся на Вашке (Конаков Н.Д.), перекликается "новишня", описанная старожилами села Большая Пысса: "Если пришел первый раз человек косить, с собой несет масло в туеске. Первый стог поставят, сварят кашу. Новенький открывает туесок и кладет масло в кашу. Мама давала из дома масло: "У тебя сегодня "новишню" просить будут" (Андрееве Пелагея Ивановна,1918 г.р., д. Небдин Пысского с/с, Логинова Мария Андреевна,1926 г.р., с. Большая Пысса Удорский район ВФ 0503-52).

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что: праздники и обряды весенне-летнего цикла у коми очень многочисленны и разнообразны. Существует достаточно много описаний этих праздников и обычаев, но каждое новое воспоминание старожилов пополняет копилку знаний. Распространенные в разных районах Коми они, тем не менее, имеют между собой большую схожесть. Каждое новое свидетельство, полученное от стариков расширяет ареал бытования того или иного обряда. Многие обряды имеют несомненную схожесть с русскими обрядами. При этом встречаются самобытные, уникальные обряды, характерные для определенного локального круга. На Удоре к таким обрядам весенне-летнего цикла можно отнести праздник "чеччалан лун", "новишню", "некту". В Усть-Куломе можно отнести к ним обряды, связанные с оберегами животных ("мыть копыта") и т.д. Все обряды связаны с хозяйственной деятельностью человека. В них отражены многие природные явления. Четко прослеживаются космогонические представления: природа - человек, жизнь - смерть - возрождение, "живой мир" - иномиры. Во многих обрядах отражается победа возрождающейся природы, жизни. В праздниках, обрядах, традициях нашла отражение цикличность солнцеворота, природных явлений.

К сожалению, все меньше и меньше остается в живых пожилых людей, хранящих кладезь народной мудрости. Как много они могли бы еще рассказать, оставив память потомкам. И как хотелось бы их еще найти, расспросить, узнать, записать, сохранить в памяти.

Поделиться

2024 УИКНО "Надежда науки"

При использовании материалов, ссылка на http://gpv11.ru обязательна.