Войти

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Сайт создан на основе материалов этнографических и археологических экспедиций, в которых побывали учащиеся, а так же на архивных материалах, собранных школьниками. Авторы большей части докладов являются победителями в различных конкурсах и конференциях. Ряд докладов построены полностью на материале, который еще не введен в научный оборот.

УИКНО

"Надежда науки"

Путеводитель по легендарным и святым местам Княжпогостского и Усть-Вымского районов (р.р. Вымь и нижняя Вычегда) (по материалам школьных этнографических экспедиций)

Автор: Шостак Светлана Валерьевна, Кошевая Анастасия Олеговна, ЦДТ, Эжвинский район, УИКНО «Надежда науки»
Научный руководитель: Канева Татьяна Николаевна, историк, педагог дополнительного образования, ЦДТ Эжвинский район, г. Сыктывкар

Данная работа является итогом многолетней экспедиционной работы эжвинских учащихся, членов районного ученического историко-краеведческого научного общества (УИКНО) «Надежда науки». Работа велась с 1999 по 2005 г.г. в Княжпогостском и Усть-Вымском районах Республики Коми. Объект исследования – легенды и предания, записанные от старожилов сел и деревень, расположенных по р.р. Вымь и нижней Вычегде. В основу путеводителя легли легенды и предания, бытующие в том или ином селе. Все легенды и предания мы классифицировали по следующим мотивам: об основании деревни, о чуди, о Стефане Пермском,церквях и часовнях, колоколах, обетных крестах, о святых источниках и местных святых местах, местных чтимых достопримечательностях, об явлении икон или святых о местных престольных праздниках, и.т.д.

Были тщательно проработаны многие исследования крупных ученых-этнографов и археологов (Конакова Н.Д., Семенова В.А., Савельевой Э.А., Лимерова П. Ф., Жеребцовых Л.Н. и И.Л, Плесовского Н., и многих других), труды и газетные статьи местных краеведов (Сальникова, Шлоповой О.С., Панюкова А., Лебеева И), а так же материалы архива КНЦ УрО РАН и фольклорной лаборатории института истории, языка и литературы КНЦ УрО РАН, где есть упоминания об интересующих нас вопросах, материалы Национального архива РК. Нами так же использован свой экспедиционный (нигде не опубликованный) материал из фондов УИКНО «Надежда науки».

Все легенды и предания были сравнены между собой и соотнесены с конкретным населенным пунктом. Практически в каждом селе имеются старинные предания. Некоторые из них известны и широко распространены у коми населения не только в данном районе. Например, предания о чуди, «чудских ямах», о Стефане Пермском. В преданиях о колоколах присутствует мотив их уничтожения (ясно, - по каким причинам и когда) и обязательного наказания тех людей, которые подняли руку на святыню. Однако, в некоторых случаях мы встречаем удивительные истории, имеющие свой колорит и неповторимость. Это, прежде всего рассказы об обетных крестах и в честь чего они были поставлены, о чудотворных иконах и об их явлении людям, о святых источниках и местах, которые обладают целебной или удивительной силой, о «страшных» местах, попадая в которые с человеком что-то происходит. Определенный интерес представляют предания о церквях, в честь каких святых они были возведены и по какому случаю, какой местный престольный или заветный праздник отмечается в той или иной деревне, как он отмечается.

К путеводителю будет прилагаться карта с указанием населенных пунктов и типов легенд и преданий, распространенных здесь. Прилагается теоретическая разработка для проведения экскурсии – путешествия по р. Вымь (от д. Евдино Княжпогостский район до Усть -Выми) и по нижней Вычегде (от Усть – Выми до Гама Усть-Вымский район).

Основные методы работы:

- сбор, обработка и анализ исторического и этнографического материала;
- краткое описание истории того или иного населенного пункта, исторического памятника в нем;
- отбор и включение в текст легенд и преданий (в том числе, записанных от старожилов во время школьных экспедиций) относящихся к данному населенному пункту;
- классификация этих преданий;
- разработка историко-этнографической экскурсии по р.р. Вымь и нижняя Вычегда;
- разработка маршрута водного путешествия – экскурсии.

Для того, чтобы реализовать данный проект и внедрить в жизнь свое исследование предполагается написание и защита гранта для организации данного путешествия и продолжения сбора информации. Этот грантовый проект будет необходим для организации и проведения экспериментального водного путешествия – экскурсии в летний период 2006 г. с целью:

- определить протяженность маршрута (километраж и время пути);
- найти места для стоянок и отдыха;
- определить пути выхода группы к упоминаемым в экскурсии памятникам и историческим местам (археологические памятники, церкви, старые сооружения, местные музеи, и.т.д);
- фото и видеосъемка (для буклета и разработки виртуального путешествия – экскурсии).

Итогом данной работы должно стать:

1. Организация регулярных историко – этнографических водных путешествий по данному маршруту.
2. Выпуск буклета «По легендарным и историческим местам р.р. Выми и нижней Вычегды».

В самом путеводителе легендарные и историко-этнографические места описаны последовательно в географическом порядке (начиная с населенных пунктов расположенных в верховьях Выми – от д.д. Евдино, Весляна, Кыздино до деревень нижней Вычегды - Гам, Жешарт, после впадения в нее Выми). Всего в путеводитель и экскурсию включено более 40 населенных пунктов. Поскольку время для доклада ограничено, и весь экскурсионный материал представить невозможно, мы приведем в качестве примера материал по нескольким вымским и вычегодским деревням (Кони и Онежье по Выми и Усть – Вымь и Оквад на Вычегде). Поскольку примерно в таком ракурсе представлены в исследовании все остальные деревни. Для экономии времени тот материал, который известен, опубликован (общая справка о деревне, история ее заселения и.т.д) сейчас подробно мы представлять не будем, а остановимся лишь только на характеристике тех легенд и преданий, легендарных исторических местах в вышеназванных селениях.

Одним из интересных селений на Выми является деревня Кони. Это село известно, как классический пример архитектурной застройки северного села. Село впервые упоминается в Дозорной книге 1608 г. Первоначально на месте д. Кони находилась д. Норовская., (Кузьмины, Селивановы, Андреевы), д. Жеребова (Григорьев, Жилин, Степанов, Лаптев), Емельяновская (Жилин), Киреевская ( Данилов, Михайлов, Кузьмин, Самсонов), Шишкина ( Ветошев, Селиванов, Баженов, Самойлов, Алексеев). Позднее деревня называлась «погост Вбиюкони». В начале XVII в. в деревне проживали Куштысевы, Сокерины, Габовы, Жилины, Розмановы, Тархановы и Бугуевы.

В деревне имелась кузница, водяная мельница, церковь, земская школа, хлебозапасный магазин, 3 мелочные лавки. В 1939 г. закрыта церковь.

Деревня состояла из нескольких более маленьких деревень: Вейпом, Вей-кони-модлапов, Ягшор, Куштысевка. Памятники сельской истории в Конях – церковь и двухэтажная школа построеная к 300-летию царского рода Романовых (1913 г.). 1

Как предполагают ученые, название с. Кони связано с удмуртским словом «Коньы», т.е. «белка».2 По мнению Афанасьева А.П., название «Кони» - загадочное. Вряд ли ойконим связан с русским словом «конь», «лошадь». Скорее всего, считает он, это название имеет отношение к неофициальному личному имени коми «Коно», «Конэй», «Кондратий» или к прозвищу первооснователя «Коньы» из устаревшего коми «коньы» - «белка».3 Само село в центре называется Ягшор – свидетельство того, что некогда здесь был сосновый бор. Выше Ягшора – Вейкони (Верхние Кони), ниже – Куштысевка (от фамилии основателей). За рекой расположена еще одна часть деревни – Модлапов (заречье). От Вейкони до Куштысевки – хорошая рыбная тоня. Здесь ловили семгу, сига, нельму.

О церквях и часовнях д. Кони имеем следующие сведения: в 1903 – 1907 г.г. была построена деревянная церковь во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца.4 Об этой церкви известно следующее: она была приписана к Турьинской церкви. Это одноэтажная, деревянная церковь с двумя престолами – Николая Мирликийского и святых апостолов Петра и Павла.5 Про старую деревянную церковь старики рассказывали, что она славилась очень красивым иконостасом.6 Это была красивая церковь с куполом – шатром, но затем в 1939 г. она была разорена и перестроена под клуб. Перестроенное здание стоит и поныне. Кроме того, на кладбище есть деревянная часовня. Название ее неизвестно. Хотя, есть сведения о том, что « В XIX в. была построена в деревне часовня во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца». Еще о часовнях старожилы д. Кони поведали, что некогда часовня была перенесена на другое место с того, где она первоначально стояла. Это было в 1906 г. Потому что построили деревянную церковь, а часовню перенесли. Возможно, это часовня была Воскресенская.

Судя по престолам, в Конях должны были широко отмечать Николин и Петров день. О праздновании Николиного дня сведений от старожилов не получено. А вот о празднике Петер-лун (Петров день) говорили многие старожилы. Отмечать престольные праздники в деревнях по 3 дня – это было традиционно для многих вымско-вычегодских деревень, в том числе и для д. Кони. 29 июня (12 июля) – в Петров день в Кони съезжалась вся округа, праздник длился 3 дня. Сначала в Средних Конях (Яг-шоре), затем все перебирались в Верхние Кони (Вейпом), третий день гуляли в Куштысевке (нижняя часть Коней, ближе к реке).8 К празднику готовились задолго. В каждой семье варили сур, пекли хлеб и шаньги, готовились к встрече гостей. Сначала ходили в церковь, затем собирались у родственников, знакомых, друзей. После службы в церкви ходили крестным ходом вокруг деревни, на поля и луга. Обходили все поля вокруг деревни. Даже на другую сторону реки, где тоже были луга - переправлялись на лодках и там делали крестный ход. Два попа читали молитвы.9 На Петров день попы окропляли скотину священной водой. К вечеру гуляние переливалось на улицу и сопровождалось играми, песнями, плясками, хороводами, забавами. Гуляли в двух местах, больше – около церкви и на берегу реки. Все были празднично ярко одеты, особенно женщины и девушки.

Есть сведения от старожилов и об обетных крестах. Так, на другой стороне реки напротив Коней в урочище Ыджыдъель стоял такой крест. Кто и когда его поставил не знают. Но к этому кресту гоняли коров (их переправляли на другую сторону на луга, как только начинался выпас. Туда переправлялся и поп. Он около креста кадил животных, которых специально подгоняли к кресту, читал молитву, затем животных прогоняли вокруг этого креста. Возможно, это дело было приурочено к Егорьеву дню (23 апреля). С этого дня домашнюю скотину выгоняли на подножный корм. Во многих деревнях на Выми на Егорей лун весь домашний скот сгоняли к церкви (кроме овец). После того, как поп отслуживал молебен, зажигали костры и скотину прогоняли по коридору между кострами. Гнали скотину можжевеловыми ветками, затем оставшиеся можжевеловые ветки несли домой и втыкали их под дверь хлева. В Турье было получено утверждение, что на Егорьев день освящали скот, прогоняя его между двух костров, так же делали и в соседней деревне (Кони). Был крест и на кладбище в Конях – деревянный, ажурный, с изображением солнечных лучей, не такой, как все остальные.

Старожилы из д. Кони и Турьи говорили, что в д. Кони отмечали еще один праздник очень широко – это Покров день (осенний). Этот день отмечали 1 октября. После него начиналось стойловое содержание скота, приступали к обмолоту собранного урожая, женщины начинали обработку льна и конопли. Это был самый богатый праздник, когда урожай уже убран, сельхозработы закончены.

У жителей д. Кони существовало много различных преданий, в том числе о «чуди» и «об убийстве князя Василия», бытовало предание о «чудесном кладе князя Василия». На чудские ямы, расположенные на другой стороне реки, в ур. Ыджыдъель, указывали старожилы – там действительно обнаружен археологами интереснейший средневековый памятник – Ыджыдъельский могильник XI – XII в.в. Об интересном поверии рассказали нам старожилы: «Есть около Жигановки место, которое называется «Чуд гуяс дор» - «около чудских ям». Там красивый белый бор. Всегда растет много белых грибов. И как найдешь семейку белых грибов, думаешь, что это чудская семья, которая себя в землю закопала».

Напротив Коней раньше располагалась деревня Жигановка (на левом берегу Выми). Сейчас этой деревни нет. Неподалеку от нее располагается место, называемое местным населением «Кар яг». Согласно местному преданию, именно здесь, в 3 км от Жигановки князь Василий оставил свое богатство в подземелье за семью замками, за 3 дверями. Чтобы узнать то место, он посадил там сосну. Эта сосна необыкновенная – все иголки у нее зеленые, а некоторые – голубые и светятся. Ищут люди клад князя Василия, ищут эту свяетящуюся по ночам сосну. Им было сказано: «Идите к ручью, где убили Василия». Много дней искали клад, да так и не нашли сосны со светящимися иголками». Рассказывают старожилы и о том, как погиб князь Василий, который хотел поставить город на Выми. Выбрал для этого место Кар-яг. Приезжал сюда на белом коне. Любовался. А местным жителям (турьинским и конинским) это не понравилось. Испортят все. Много людей будет, мало еды, рыбы. Подкараулили его четыре человека, двое с одной стороны и двое с другой, да напали неожиданно. Убили копьями князя, а тело его бросили в ручей. Ручей тот до сих пор так и называется «Васьос вийом шор» - «ручей, где убили Василия». Согласно Вымско-Вычегодской летописи задумал ставленник московского князя Ивана III Василий Ермолаевич Вымский князь строить на Выми укрепленный осадный городок. Вымичи отказались строить городок, т.к. им было «не любо тое город строити: пошто нам этот городок, и на кого, и посекли князя Василия насмерть». Место это называется и теперь «кар яг» - «город на бору».

Интересна в легендарном отношении и группа населенных пунктов с центром в д. Онежье Это – Катыдпом (верхний конец), Чортшор (средняя группа домов), Козловка (по фамилии жителей Козловых), Онежье (Турья Ыб) и Куавицы (Куавидз). Онежье так же является древнейшим населенным пунктом. И так же впервые упоминается в дозорной книге 1608 г.: «Погост Онежье по р. Выми...В погосте церковь Рождество Пречистыя Богородицы, деревянная, да церковь собор Архангела Михаила, древяна».

В старину возле погоста располагались 4 деревни: Соломеинская, Федьковская, Норовская и Чеповская. Впоследствии они слились с погостом Онежье. Первые фамилии Лебедь, Шумнов, Кисарев. Позднее появляются фамилии: Кырляков, Тарасов, Козлов, Шашов, Былин, Попов, Старцев, Космортов.

В XIX в. на смену деревянным церквям пришла каменная (Рождества Пречистыя Богородицы). Она была построена в 1856 г. (после пожара), а в нач. XX в (1887 г.) несколько переделана – добавилась колокольня. Эта церковь имела два престола: верхний холодный Рождества Богородицы и нижний теплый – Архангела Михаила и прочих бесплотных сил.

Престольными праздниками здесь считаются Пречистыя (21 сентября) и Михайлов день. Праздник Пречистыя отмечают 3 дня. Это большой праздник в честь окончания уборки урожая. На полях оставалась только капуста – ее позднее убирали. На этот праздник каждая хозяйка обязательно варила «сук рок» - это ячменная каша на молоке или на воде. В нее добавляли немного соли и много масла. Тарелка с этой кашей стояла в центре стола и каждый гость обязательно должен был ее отведать. Старожилы говорят, что это было очень вкусное блюдо. Праздник начинался сначала в Онежье, затем в Козловке (здесь был самый разгар гуляния), затем – в Куавицах или в Катыдпоме). Еще один престольный праздник в Онежье - Михайлов день (ст. 08.11 – н. 21.11). Михайлов день так же отмечают 3 дня. Сначала все гости и местные жители празднуют его в самом Онежье, на второй день все отправляются в Козловку, а на третий день – в Куавицы. В эти дни селяне делают «братину», «складину». Это означало, что для общего празднования все жители складывались продуктами, в складчину варили сур. Обязательным на оба праздника было посещение церкви или часовни с утра. Совершали крестный ход вокруг церкви и по деревне. В Онежье в этот день сильно и долго звонил колокол.

Нами было получено от старожилов Онежья свидетельство, что в селе отмечают так же день Кирика и Улиты (28.08). Празднование связано с событиями, которые произошли в селе очень давно. Это был страшный пожар, в результате которого выгорело все село и церковь. Пожар начался утром, в домах оставались только дети и старики, все остальные были на работе, на сенокосе. Остановить пожар не удалось, кто-то спасся, но многие сгорели в огне. Когда люди увидели зарево над деревней, прибежали, но спасти что-либо было уже нельзя. Горело все, был ветер, дома и сараи вспыхивали мгновенно. Люди были в панике и отчаянии. И еще потом долго они жили в землянках, оставшихся сараях, где сушили ранее сено, пока Онежье не отстроилось заново. Все это произошло в день Кирика и Улиты и с тех пор у жителей Онежья повелось, что в день Кирика и Улиты до обеда никто на работу не выходит, какая бы страдная пора не была, обязательно шли в часовню (не церковь!), несли туда различные дары. Обязательно приносили ягоды. Лошадей выгоняли из стойла, коров приводили к церкви, священник их потом окроплял святой водой. Этот праздник скорее, можно отнести не к престольным, а заветным («обетным»), которые обычно связываются с каким – либо событием в жизни села, деревни, отраженном в местном предании. Отмечание такого праздника связано обычно с пожаром, эпидемией, природными ненастьями, явлением иконы и.т.д. Еще один «заветный» праздник отмечали в Онежье – Гаврилов день. (26 июля). «Семь лет был неурожай. Люди умирали от голода. И вот в Гаврилов день с иконой местный поп с жителями села вышли в поле, обошли его, помолились, поп окрестил поле, и беда ушла. Урожай удался на славу. Все были очень рады и с тех пор на Гаврилов день всегда со священником обходят поля и луга, молятся, крестят поля и ждут хорошего урожая». Обязательно с утра в этот день идут в церковь, молятся, несут дары, а затем идут крестным ходом по полям.

Рассказывали старожилы и о том, что после страшного пожара в Онежье, когда сгорела церковь, решили перенести ее на новое место. Выбрали это место на окраине села, на высоком месте на берегу ручья, что впадает в Вымь. Рядом «монастыр» - «кладбище». Поставили там крест. На утро этот крест исчез и явился совсем в другом месте. Его снова ставили на прежнее место, а он опять исчезал и утром появлялся все там же. И так происходило несколько дней. Пока, наконец, не пригласили попа и он сказал, что церковь надо ставить в том месте, на которое указывает крест. Там часовню и поставили. А то место, откуда исчезал крест в народе назвали «Крест - шор» («Крест у ручья»).

Старожилы из Онежья так же поведали не один рассказ о «чуди» и «чудских ямах» в окрестностях Онежья: «Жили эти люди на том месте, где сейчас «монастырь» (кладбище) находится. Сожгли они себя все, прямо семьями уходили». «А еще, говорят, чуди жили прямо на берегу реки, в нижней части села, там, где огороды, мы иногда находим разные предметы там, когда копаем картошку». «Чудские ямы старики видели в 2 – 3 км от Онежья, нам (детям) туда ходить запрещалось». Чудь видимо закопала себя и на «Черт шоре» - «чертов ручей». Там тоже был когда-то крест. С этим ручьем, вспоминают старожилы, связывали разные страшные истории и с людьми там происходили различные неприятности. Опасливо относились к нему люди.

Об обетных крестах старожилы говорят: «Крест стоял около кладбища, большой, со скатом. Стоял крест и в деревне, но где точно – не помню. И стоял крест на могиле чуди».

В соседних Козловке и Куавицах были небольшие часовни. В Козловке, как нам сказали старожилы, часовня была деревянная. Стояла на месте Чой – пом, около речки. Здесь служба проходила только по эти большим праздникам, приходил священник из Онежской Рождественской церкви. Именно здесь, около часовни на берегу реки разворачивалось праздничное гуляние. Часовню старожилы называют Преображенской. Кроме Рождества и Михайлова дня, только в Козловке отмечали «Спас лун» - средний (19.08). Собирался народ в эту деревню и на Прокопьев день (08.07), Преображение (19.08). В эти дни в часовне так же проходили службы. Гости из Турьи, Отлы, Шошки, Луга приезжали сюда на праздник. Напротив Козловки и Онежья располагалась д. Куавицы. По рассказам старожилов здесь тоже была небольшая деревянная часовня во мя св. Петра и Павла. Видимо, поэтому престольным праздником в Куавицах был Петров день. На этот праздник здесь (как в Турье) обязательно варили сур – «Канон». Этот напиток по здешней традиции всегда варила одна и та же женщина (мать Козловой Г.И.), а продукты для «Канона» приносили жители деревни. Этим напитком – «каноном» здесь на праздник благословляли коров. О часовне в Куавицах известно старожилам, что позднее ее разобрали, перевезли и установили в соседней деревне Луг (Гучерт). В Куавицах и по сей день осталась большая каменная глыба, которая была основанием часовни. Отмечали в Катыдпоме (часть Онежья) Афанасьев день (15.05), «потому, что этот святой или его икона чем-то помог жителям». И была здесь построена часовня во имя св. Афанасия Великого.

Загадочно название «Онежье». Филолог А.И. Туркин считает, что сюда прибыли люди с побережья Онежского озера или реки Онеги. Существует так же легенда о том, что название Турья Ыб не устраивало население, ставило село как бы в зависимое положение от Турьи и решили на сходке придумать ему свое название. Заседали долго, народ устал, и одна женщина воскликнула, что пора кончать, уже «онеж» прихватывает («ониш», «онеж» на вымском диалекте означает предремотное состояние). Слово всем понравилось, и село назвали «Онежье». Возможно, название связано с природными явлениями, которыми характеризовалась местность. Неподалеку от Онежья находится большое болото, от которого спускаются ручьи, имеющие глубокие каньоны. В них образуется теплый туман (по коми называется «онь»), стекающий к реке. Кажется, что туман прямо стелется по земле по «эже» (поверхность земли, покрытая дерном). От слов «онь» и «эжа» могло возникнуть слово «Онежье».

В качестве примера легендарных и исторических мест на нижней Вычегде приведем фрагмент путеводителя, в котором речь идет о с. Оквад Усть-Вымского района. Оквад расположен на берегу р. Вычегды, не слишком высоком, вдоль села и за ним протекает несколько ручье и мелких речек. Самая крупная из них – Чупырка. Вокруг – десятки озер. Самые близкие к селу – Марпа – вад, Зосима – вад, Чупыр – вад, Турка – вад, Щед – вад. А.П. Афанасьев дает следующее толкование названию «Оквад» - это гибридное обско – угорско – коми «Аквад» или «Оквад», что обозначает проточное озеро» или «волоковое озеро». Первое упоминание о данном населенном пункте относится к 1483 г. В жалованной грамоте Ивана III 1490 г. говортся , что в погосте Аквад церковь Введения святые Богородицы. К н. XVII в. на погосте «Катва» было 2 церкви (добавилась церковь Афанасия Александрийского».39В 1837 г. здесь была построена каменная Ильинская церковь с престолами во имя св. Пророка Илии, во имя св. Афанасия и Кирилла Александрийских – в южном приделе и в северном – во имя прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. В 1841 г. была построена Введенская церковь, тоже каменная.

Так, информанты (Шашева Нина Серафимовна, 1941 г.р., ур.с. Оквад) говорили, что на берегу озера Щед–вад поселились монахи, которые должны были строить здесь церковь. Жили они в ямах рядом. Это место и сейчас называют «келля лос». Когда строительство закончилось - церковь неожиданно ушла под землю. Тогда решено было отстроить церковь заново, но для этого было необходимо освятить место. Принесли Ильинскую икону, оставили на ночь, но на утро она исчезла. Нашли ее на другом месте, и так продолжалось несколько раз. И построили церковь на том месте, что указала икона. Место это называется «вичко пок», а озеро рядом «вичко-вад». Шашева Валентина Вячеславовна поведала другую историю о строительстве оквадской Ильинской церкви: «К Ильину дню наступает жаркая пора (в прямом и переносном смысле) – знойные дни и горячая пора жатвы, когда дома никого не бывает целый день. Вот однажды и случилось несчастье – село почти все выгорело. Тогда пошли селяне с иконой Илии пророка молить о дожде и милости, и он их услышал. Спас. Вот и поставили в честь его церковь». Была здесь и другая церковь Введенская. Обе они были в XX веке разрушены. Старожилы перечисляют всех своих односельчан, причастных к разрушению церквей и сносу колокольни: «Когда упал колокол, показалось, что земля содрогнулась, не только потому, что он был огромный, а больше – от страха. Куда колокол делся не знаем. Те же люди, что его сбрасывали были позже все наказаны Богом. Все их семьи были изведены» (Жуковская Антонина Александровна, 1923 г.р., ур. с. Оквад). Здесь мы видим и возможные причины строительства церквей, их местоположение, святого, которому они посвящены. В начале XVII века, по свидетельству Рогачева М.Б.: «на погосте «Катва было две церкви (добавилась церковь Афанасия Александрийского)». Очевидно, поэтому оквадцы особенно отмечают два праздника - Афанасей – лун ( в мае) и Ильин (в августе). Сюда собиралось всегда несметное количество гостей. Оквадцы всегда были богатыми крестьянами. Здесь нередко проходили торжки. А среди жителей особенно много было кожеделов, да и бондари славились местные (Туркина Вера Степановна, 1926 г.р., ур. с. Семуково).

Существуют в селе предания и об обетных крестах. Их по словам Шашевой В.В. было много. И стояли они в разных местах в деревне. Она помнит как минимум 5 – 6 крестов. Стоял крест у дороги при въезде в деревню (через него прогоняли скотину каждое утро, чтобы не заблудилась). В конце деревни на краю поля стоял крест (к нему ходили крестным ходом с попом и крестом, пели молитвы). Стоял крест у леса (к нему всегда подходили, когда шли за грибами или на охоту). Был крест у того места, которое в народной молве называлось «чудь гу» - в лесу. Был крест у реки. Когда совершали крестные ходы, все эти кресты обходили. А если случалось какое – то общее несчастье (падеж скота, неурожай, засуха, дожди, заблудился кто –то, то ходили с молитвами к отдельным крестам всей деревней.

О местной топонимике и гидронимике тоже существует немало местных легенд. О происхождении самого названия «Оквад» жители говорят по-разному. Одни (Туркин Ефим Алексеевич, 1928 г.р., ур. с. Оквад): «Пришли сюда первые люди, чтобы обосноваться. Идут ищут землю свободную, а на пути у них одно озеро, затем другое. И воскликнули они – «Ок (х)! Вад (озеро)!». Так и пошло название «Оквад». Вторая версия предания менее распространенная, но более неожиданная (Козлов Алексей Ильич, 1929 г.р., ур. с. Оквад): «Плыл Стефан Пермский по Вычегде, и остановился отдохнуть. Вышел на берег, а кругом вода, озера, протоки, топкое болото. А земля черная – черная. И лес черный – непроходимый. Воскликнул Степан: «Ох! В ад попал!». Вот и название «Оквад» получилось».

О святых местах в Окваде поведала Шашева В.В.: « Недалеко от Оквада есть место, которое все называли «Иерусалим», мы туда за грибами ходили. А еще здесь протекал небольшой ручей (вода из под земли шла, возможно, источник), меня мама туда водила умываться – я плаксивая была маленькая. И еще ходили туда как – будто глаза лечить». Хорошим озером считалось у оквадцев Вичко – вад (озеро у церкви). Из него по праздникам брали воду в церковь для освящения, и говорили, что в такие дни можно воду пить прямо из озера, хотя традиционно воду брали из реки или колодцев. Это озеро некоторые называли «Святым».

Были места, о которых оквадцы говорят с опаской (Шашева В.В.): « Озеро Щед – вад (черное озеро). В нем часто тонули люди. Как выше было сказано, в предании об этом озере говорится об исчезновении иконы при строительстве новой церкви и исчезновением самой церкви. Не очень жалуют оквадцы и озеро Марпа – вад. Не любят там купаться и даже рыбу ловить. Предание гласит, что утонула в нем красавица Марфа, и отталкивает оно людей. А еще нам рассказали о необычном ручье, что протекает в конце села и отделяет село от Черного Яра (Шашева В.В.): «Это небольшой ручей, но всяк, кто окажется около него, обязательно заплутает. Хотя и плутать – то вроде негде. До нескольких часов человек может ходить кругами по одному месту, видеть деревню, и не в силах выйти к ней. Я сама так ходила два часа однажды. Нечистый ручей. Там даже однажды трактор перевернуло. Хотя ни ветра, ничего не было и дорога ровная. Этот ручей люди стараются обойти стороной». Есть гидронимы в селе, явно указывающие на основателей деревни – «турка – вад», «зосима – вад», «поп - вад» - Поповы, Туркины.

Об истории старинного села Усть – Вымь говорить сегодня не будем, а вот некоторые легенды и предания, записанные здесь в 2005 г. приведем.

В Усть-Выми бытовали предания о святых источниках: Есть ручей в центре села Марьин ручей. Этот ручей необычный, он обладает каким-то таинством. Со старых времен здесь-

бытовало поверье, что в этом ручье нельзя мыть ноги, стирать белье.41 Одни старожилы объясняют это тем, что «когда-то давно в нем утонула прекрасная молодая девушка Марья».42 Другие объясняют тем, что название этому ручью дал сам Стефан Пермский в честь своей матери, освятив тем самым воду в ручье, и поэтому осквернять его нельзя.

В районе Усть – Выми протекает ручей, ближе к лесу ( с северной стороны). Считается, что вода там целебная. Она лечит глаза. «Меня мама водила маленькой к этому источнику, умывала, я была плаксивая».

Примерно по такой схеме идет изложение о легендарных местах в населенных пунктах по р. Выми (от Весляны) и до Гама (на р. Вычегде).

Предполагается оформление буклета, и если он будет востребован, при дополнительной доработке – его издание.

Данный этнографический путеводитель, на наш взгляд, может представить определенный научный интерес и быть использован широким кругом людей.

Поделиться

2024 УИКНО "Надежда науки"

При использовании материалов, ссылка на http://gpv11.ru обязательна.