Войти

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Сайт создан на основе материалов этнографических и археологических экспедиций, в которых побывали учащиеся, а так же на архивных материалах, собранных школьниками. Авторы большей части докладов являются победителями в различных конкурсах и конференциях. Ряд докладов построены полностью на материале, который еще не введен в научный оборот.

УИКНО

"Надежда науки"

Габова Екатерина, 7 класс, МЦУДО "ЦДТ"

Введение
Человечество с незапамятных времён пользовалось баней, о чём свидетельствуют результаты археологических, этнографических и других исследований, определивших её примерный «возраст» свыше 25 веков. С давних времён баня высоко ценится у всех народов, является неотъемлемой частью их культуры и быта. Роль бани, неразрывно связанной с народными традициями, всегда была многофункциональной в системе жизнеобеспечения этносов.
Баня выполняет функции: гигиеническую, оздоровительную, снимающую усталость после физического труда, профилактическую. В обрядовых ритуалах баня была средством предохранения от злых духов и очищения. Магическая роль бани связана с мировоззрением народов. Обрядовая баня с ритуально-магическими действиями практически изжила себя, но в целях оздоровления, психологического воздействия, сохранения здорового образа жизни в народе нередко возвращаются и к этим сакральным традициям.
БАНЯ (пывсян) издавна входит в число основных хозяйственных построек у коми и является элементом традиционной культуры. Данные об истоках традиции паровой бани у коми-зырян скудны и связанны, по мнению Колеговой Раисы Васильевны, с их соседями – северорусскими народами. Бытописатели и исследователи прошлого отмечают весьма значимое место бани в традиционном быту коми-зырян к. XIX – н.XX в.в. Популярность и распространенность бани обусловлена такими ее основными функциями, как гигиеническое мытье и лечение ряда болезней и недугов в бане. Известно так же обращение к бане в качестве места домашнего пивоварения и места общения.
Исследуя тему: «коми баня» можно выделить несколько этапов изучения:
1. характеристика бани, как особого места (пространство и постройка), мотивировка выбора, предпочтения бани.
2. описание элементов ритуальной бани (подготовка к мытью, роль «банного человека» - «банник айка», особенности банного действа, послебанное поведение).
3. Гадания в бане
4. Обряды, связанные с баней - роды, брак, смерть
5. Роль бани в народной медицине.
В данной работе мы остановимся только на характеристике бани, как
места (пространство и постройка), организация банного действа. Проиллюстрируем все фото и видео материалами из школьной этнографической экспедиции 2006 года на реку Вымь, записанными в д. Половники. По мнению ученого – этнографа, к.и.н. Ильиной И.В. – это, возможно, один из немногих объектов традиционной материальной культуры коми народа, сохранивший архаичные черты и используемый в повседневном быту до сих пор.
Цели исследования:
- изучить забытый вид коми бани;
- развить интерес к прошлому, к истокам и обычаям коми семьи
Исходя из поставленной цели, формулируются следующие задачи:
- Познакомиться с историей черной бани, ее особенностями;
- Способствовать в дальнейшем пропаганде изучения родного края.
Актуальность этого исследования заключается в следующем: современный коми человек под влиянием новейших процессов (индустриализация, урбанизация, модернизация) теряет национальное своеобразие, теряются культурные ценности целой нации, а знания, традиции и быт, накопленные веками нашими предками для своих будущих поколений, утрачиваются, а со временем и исчезают. Исследование доказывает, что интерес молодого поколения к культуре коренного народа республики Коми возрождается и развивается.
Основные методы исследования: изучение литературы, работа с фондами УИКНО «Надежда науки» по теме: «коми баня».
Практическая значимость: материалы могут быть использованы на уроках краеведения, внеклассных занятиях по культуре и быту коми края.

Глава 1. Коми баня.
Огромную оздоровительную и гигиеническую роль в народной жизни играла баня, которая у коми народа являлась непременным атрибутом крестьянского быта. Практически, каждая семья имела свою баню, хотя иногда ее строили на 2-3 двора сообща.
Банные постройки, обычно располагались группами в конце деревни – на склоне реки или ручья. Иногда баню ставили в самом дальнем углу двора.
Баню строили из лиственницы, реже – из сосны, и еще реже – из ели. Лиственница более долговечна и устойчива к воздействию влаги. Если с лиственницей в местности было туго, и не было возможности из нее построить всю баню, то старались из этого дерева сделать хотя бы первые венцы бани.
По устройству и размерам коми бани были однотипными и представляли собой низкие в 8-9 венцов (около 2 метров) без фундамента срубы. Размеры сруба 2,5х3м или 3х4 м с односкатной плоской крышей из подтесанных тонких бревен.
Крышу покрывали земляным слоем или дерном для лучшего сохранения тепла. Пол покрывали досками, оставляя между ними зазоры для стока воды под пол.
Иногда имеется предбанник в виде прируба или загородки из жердей и досок. Чаще предбанника не было, раздевались на улице или внутри основного помещения.
Отапливалась баня по-черному — печами-каменками, сложенными сбоку от входа из крупных плоских камней и мелких булыжников. Дым во время топки выходил в открытую дверь и дымоволок, прорубленный в стене под потолком. Свет проникал сквозь 1-2 небольших оконца. Для подогрева воды в каменке укрепляли чугун.
Баня называлась «по-черному», потому что вместо печки – каменка, трубы нет, дым выходит через двери и окошко. Жар из топки, пройдя через камни, не вылетает в трубу, а растекается внутри, на стены оседает сажа, и они быстрее и сильнее прогреваются. В бане «по-черному» коптятся только потолок и верх стен, потому что дым собирается вверху. Полок и лавки не захватываются дымом и остаются чистыми. Бояться копоти в бане не следует, сажа полезна тем, что она поглощает все дурные запахи, буквально дезинфицирует помещение парной. С такой же целью сушили одежду в бане.
Печь-каменку клали из серых округлых камней, которые собирали на полях, лугах, у ручья. Если попадет в каменку другой камень, баня будет горчить, если острый – лопнет. Клали их вокруг котла. Топили еловыми и березовыми поленьями вперемешку, а чтобы в бане легко дышалось, в конце добавляли осиновые. Когда дрова прогорят, тщательно перемешивали угли, чтобы не осталось головешки, выгребали все из поддувала. Затем закрывали все отверстия, через которые выходил дым из очага. Баня должна выстояться около часа, чтобы вышел угарный газ; после этого стены окатывали водой, мыли пол, полок. помещение парной. С такой же целью сушили одежду в бане.
До начала 20 века сохранялся архаичный способ нагрева воды в деревянных корытах, куда опускали раскаленные на каменке булыжники. Для парения в бане имелся полок, для мытья - лавки. Располагались бани группами на конце селения у воды, реже строились на усадьбе из-за пожароопасности.
Баня очень высоко ценилась у коми как средство для поддержания чистоты тела, снятия усталости после тяжелого физического труда, закаливания и укрепления организма. Ходили в баню не реже одного раза, а обычно 2-3 раза в неделю. Первыми мылись мужчины, затем женщины с детьми. Основу мытья в бане составляло парение березовыми вениками. Пар получали, плеская воду или квас на каменку. В качестве мыла использовали щелок, настой лиственничной губки. Попарившись, обливались холодной водой, зимой обтирались снегом. Использовались мочалки из пеньки, специальные деревянные скребки.
Баня широко применялась в народной медицине для лечения простудных, кожных, травматических заболеваний. Целебное действие тепла, воды, массажа веником подкреплялось применением компрессов, ванн, растираний, ингаляций из отваров трав и других средств.
Видное место баня занимала в ритуальной практике, являясь местом проведения родильных, свадебных, лечебно-магических обрядов, изучением которых мы планируем занять на следующем этапе работы по данной теме.
О коми – зырянских банях говорится: «Нужно знать то значение, которое отводится коми баням в быту у зырян, чтобы вполне оценить их умение приспособиться к суровым климатическим условиям. Баня – это насущность потребность каждого зырянина и главное средство от всех болезней и в особенности от того состояния, когда человек прозябнет от мороза до костей. Бани зырянские топятся каждый день, не исключая Светлого Воскресенья Христова. Каждый вечер в зырянских деревнях раздаются крики: «Пывзян! Пывзян!». Все ждут этого призыва, и отправляются в бани, но не мыться, а только париться».
Заключение
• Отапливалась баня по-черному - печами-каменками, сложенными сбоку от входа из плоских камней и мелких булыжников только серого цвета. Дым во время топки выходил в открытую дверь и дымоволок, прорубленный в стене под потолком.
• Располагались группами на конце селения у воды, реже строились на усадьбе из-за пожароопасности.
• Баня высоко ценилась как средство для поддержания чистоты тела, снятия усталости после тяжелого физического труда, закаливания и укрепления организма. Первыми мылись мужчины, затем женщины с детьми.
• Основу мытья составляло парение березовыми вениками. Пар получали, плеская воду или квас на каменку. В качестве мыла использовали щелок, настой лиственничной губки.
• Подымали баню из лиственницы, так как она лучше держит тепло, меньше выделяет смолу.
• Стены бани «по-черному» быстрее и сильнее прогреваются, так как жар из топки, пройдя камни, не вылетает в трубу, а растекается внутри.
• Баня широко применялась в народной медицине для лечения простудных, кожных, травматических заболеваний. Целебное действие тепла, воды, массажа веником подкреплялось применением компрессов, ванн, растираний, ингаляций из отваров трав и других средств. Видное место баня занимала в ритуальной практике, являясь местом проведения родильных, свадебных, лечебно-магических обрядов».

Поделиться

2024 УИКНО "Надежда науки"

При использовании материалов, ссылка на http://gpv11.ru обязательна.