Войти

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Сайт создан на основе материалов этнографических и археологических экспедиций, в которых побывали учащиеся, а так же на архивных материалах, собранных школьниками. Авторы большей части докладов являются победителями в различных конкурсах и конференциях. Ряд докладов построены полностью на материале, который еще не введен в научный оборот.

УИКНО

"Надежда науки"

Слобода между двумя революциями (по архивным материалам)

Канева И., Киселева М., Киселева Т., Республика Коми, г. Сыктывкар, средняя школа №37, 8, 9, 11 класс

ВВЕДЕНИЕ

"Можно не знать тысячу наук и быть образованным человеком, но не любить историю может только человек, совершенно не развитый умственно...",- так вполне справедливо заметил Н.Г. Чернышевский. Изучать историю родного края значит твёрдо стоять на земле, не сгибаясь под порывами ветра времени, это, значит, любить и ценить свою родину, уметь гордиться своими истоками, и в итоге выдержать битву за будущее, которое слепо без познания прошлого. Связь времён не должна прерваться. Именно эту цель поставил перед собой автор доклада, пытаясь воссоздать разорванную глухим безразличием цепь событий, единящих давно прошедшие года и современные дни.

Шагая по широким улицам Эжвы, сегодня, наверное, лишь немногочисленные старики вспомнят, что когда-то (в историческом смысле совсем недавно) здесь располагалось старинное село Слобода, чью судьбу решило строительство С.ЛПК. Год за годом навсегда исчезали с лица земли избы и изгороди, под напором техники упала церковь, исчезло то, что когда-то было домом для многих людей. Всё меньше остаётся напоминаний о Слободе: лишь уныло гниющие на берегу Серт-Полая останки старой деревни да музей на окраине Красавицы-Эжвы вызывают глубокий вздох сожаления о том, что на долгие десятилетия ушла в забвение история Слободы. И сегодня, вдумываясь в смысл нашей жизни, сравнивая её неугомонный ход с мирным течением бытия хотя бы лет 10-20 назад, невозможно не задуматься, каков был жизненный уклад коренных слобожан и жителей этого села в начале века, явившимся огромным потрясением для всего мира. Были ли слышны в тайожной глуши отголоски пушечных выстрелов и гневных речей? Сыграли ли какую-нибудь роль в судьбе С.Слободы события, перевернувшие привычное мировоззрение в стране? Какова была реакция на перемену лиц на политической арене?..Эти и другие вопросы, касающиеся непосредственно истории Слободы в период 1917-1918г, стали ключевыми в докладе. Временной же промежуток также выбран не случайно, т.к. именно Революция стала определяющей силой в развитии страны на протяжении века. В каком виде она дошла до окраин необъятной России?..Кроме того, немаловажной в докладе стала попытка опровергнуть одиозность представления коми глубинок как отсталых народностей, не принимающих должного участия в формировании развития родины как в экономической, так и в политической областях.

Доклад полностью основан на архивных данных Национального Архива Р.К. Используя метод детального изучения достоверных документов с последующим анализом событий и сопоставления их с уже известными фактами, получена вполне конкретная картина жизненного устройства и деятельности слобожан. А также обнаружены некоторые доныне неизвестные факты, объясняющие многие явления в современной жизни.

Т.о. в последующих главах будут изложены все изыскания, приведшие автора доклада к заключению, что с. Слобода в период между двумя революциями было политически активизированно и крайне необходимо Коми краю в качестве прочной экономической базы.

Первые месяцы 1917г. Третий год идёт мировая война, неся хозяйственную разруху, обострения нужды и бедствий. Растёт убеждение народных масс обречённости старых порядков, гибельных для страны. В правительство уже не верят даже в провинции, которой являлся тогда Коми край. Сюда практически не поступал хлеб, цены ежедневно росли, набирало силу спекулянтство, зрели конфликты между разными слоями населения – но пока ещё где-то в глубине, а внешне всё относительно спокойно, никто не хватается за оружие. Местные власти решают текущие вопросы хозяйственной жизни.

27 февраля 1917г. восставшие рабочие, солдаты и матросы Петрограда свергли царизм. В России победила буржуазно-демократическая революция, все поглощающей волной прокатившаяся от центральных районов до волостных окраин. Но провинция ещё целую неделю оставалась в блаженном неведении. Весть о свержении царизма вызвала у трудящихся Севера всеобщую радость. Это сообщение было получено городской думой Усть-Сысольска 6 марта 1917г., после чего были стихийно проведены повсеместные преобразования относительно административного устройства и политической принадлежности власти. Главенство большевиков было встречено собраниями и демонстрациями трудящихся. В общем же отношение народа к революции нельзя оценивать однозначно: слишком противоречивы были мнения. Одни видели в Революции 1917г. освобождение от старых порядков, другие считали, что она – скорее не шаг в будущее, а очередной каприз "верхов", не поделивших власть и борющихся за влияние. Известие о февральских событиях в Петрограде стремительно распространялось по волостям и уездам. С наибольшим энтузиазмом откликнулась на новости молодёжь. Большая же часть населения отнеслась к революции сдержанно, отчасти с опаской и с некоторым сожалением: никто не мог предположить, что будет дальше. Все события, произошедшие в стране, нашли самое прямое отражение на жизни Коми края, в частности в с. Слободе, где Революция оказала непосредственное влияние на все сферы, в политическом отношении обусловив коренной переворот в органах власти и их функциях; в аграрном секторе вызвав многие вопросы, требовавшие незамедлительных решений; в общественных отношениях побудив классовое беспокойство и недовольство многочисленными нововведениями.

Т.е. вполне справедливо будет заключение о том, что провинциальные окраины также не остались в стороне от революционных потрясений, реагируя на малейшее изменение в стране.

Общественно-политическая жизнь села в период между двумя революциями (апрель – октябрь 1917). Органы управления.

До 1917 г. в Коми крае, особенно в небольших сёлах и деревнях, управление делами было обязанностью таких органов, как управы, которые решали преимущественно дела хозяйственного характера посредством крестьянских сходов, которые собирались при необходимости обсуждения и нахождения путей решения внезапно возникших вопросов. Однако после прихода к власти Временного правительства в с. Слобода, был создан уездный Временный Комитет, который первым делом подчинил себе старый полицейский аппарат в уездах, сделав его опорой своей власти. Подобный комитет был создан и в с. Слобода 11 марта 1917г. по экстренному приказу Усть-Сысольского временного уездного комитета. В нем волостным старшинам предлагалось собрать народное волостное собрание и избрать временный волостной комитет из 10-и граждан и к ним еще не более 5 кандидатов, что и было исполнено 27 марта. Вся власть в уездах была сконцентрирована в руках уездных комиссаров Временного правительства, назначенных из числа бывших чиновников и интеллигенции, занимавшихся исключительно делами административного характера. Они действовали в сотрудничестве с УВК. После свержения самодержавия поднялась политическая активность народных масс, выразившаяся в создании новых организаций: союзов и кооперативов. В целом же переход власти к новым органам осуществлялся довольно легко и безболезненно, что не удивительно - среди "новых" руководителей преобладали старые чиновники. Этот факт указывает на то, что в Коми крае произошла лишь внешняя перемена, не повлекшая за собой никаких важных реформ. По существу, у руля остались те же люди. К тому времени здесь не существовало четко политически ориентированных людей, партий, способных выразить интересы широких слоев общества. Временные же комитеты не ставили себе задачей глубокую реорганизацию методов и принципов управления. Т.е., на первый взгляд можно сказать, что уездные органы управления приспособились к новым политическим условиям, сменив название, но все-таки остались прежними. "Новые органы власти продолжали старую политику и были глухи к широким требованиям масс коми народа... В середине марта в Слободе была проведена реорганизация полиции, чьи функции сначала были переданы в ведение волостных комитетов по распоряжению председателя уездного комитета Суханова, в милицию. На посты начальников милиции Временные комитеты назначали бывших уездных исправников и их помощников. Этот вопрос был обсужден на совещании Слободского Волостного временного комитета 30 марта 1917 года, который был создан по требованию Усть-Сысольского Уездного комитета от 24 марта 1917 года. В нем выдвигались предложения созвать 26 марта волостное собрание для выбора членов волостного комитета. К тому времени в Слободу прибыли командированные комитетом люди: Иван Прокопьевич Ильин и Георгий Ильич Бетехишин, посланные для наблюдения за правильностью выборов. В состав комитета входили 10 лиц:, Павел Устинович Коданев, Николай Максимович Юркин, Михаил Васильевич Коданев, Константин Алексеевич Юркин, Василий Дмитриевич Попов, Степан Кузьмич Коданев, Яков Шонтьевич Юркин, Дмитрий Прокопьевич Коданев, Осиф Петрович Сюрвасев. Тогда были поставлены два основных вопроса: о выборе из вышеперечисленных председателя комитета и товарищей председателя и о выработке мер охраны общественного порядка и безопасности в волостях в замен упраздненной полиции. В итоге председателем был выбран Павел Иванович Коданев, назначивший себе в помощники Павел Устинович Коданев и Дмитрий Прокопьевич Коданев. Выбор был сделан на основании того факта, что получивший полномочия председателя пользовался глубоким уважением среди односельчан и имел опыт проведения волостных сходов до 1917 года. Кроме того на пост волостного милиционера с окладом в 700 рублей в год, был избран Николай Гаврилович Сюрвасев, коренной слобожанин, находящийся в чине отставного ефрейтора. В его обязанности входило блюсти общественный порядок, неукоснительно выполняя распоряжение комитета, для чего в каждой из деревень, входящих в состав с. Слобода, был создан пост селенного милиционера, ответственного за порядок. Так в деревне Веждино милиционером стал Д.М. Юркин, в Серте - П.И. Камбалов, а в деревне Ягвыв - М.Д. Юркин. В самой же Слободе, как в сравнительно крупном населенном пункте, к тому времени существовало два поста вселенных милиционеров. Примечательно, что занять эту должность горели желанием многие, в особенности военнообязанные мужчины, т.к. пост милиционера освобождал от службы (не стоит забывать, что обстановка в стране был накалена и со всех районов России были затребованы военные ресурсы).

После принятия этих решений, люди избранные на должности Временным комитетом приносили присягу на верность. Они давали клятвенные обещания быть верным и неизменным государству российскому, служить ему, способствуя Временному правительству, повиноваться начальникам и быть честным солдатом и офицером далее в подкрепление своих слов они давали присягу на верность, осеняя себя крестным знаменем, что доказывало их твердость и непоколебимость. Так 26 марта по этому клятвенному обещанию присягали члены Слободского временного волостного комитета. (10 вышеперечисленных лиц) и волостной милиционер. Приводил к присяге священник Слободской Николаевской церкви Александр Козлов. Присяга была подписана кандидатами комитета Николаем Ивановичем Коданевым, Дмитрием Кузьмичом Коданевым, Степаном Васильевичем Юркиным и Терентием Даниловичем Полиным, с заявлением волостного смотрителя Ильи Юркина и писаря Андрея Васильевича Коданева.

Избрание членов волостного комитета в Слободе стало первым шагом в ногу с Временным правительством. Это открыло новый период в существовании села. Началась новая страница в истории Слободы.

Согласно указу Уездного комитета от 20 марта 1917 г. за земельными начальниками сохранялась только судебная власть. Власть же волостных правлений переходила в ведение волостных комитетов. Причем немаловажной деталью являлось то, что старшины на местах могли быть заменены лицом, пользующимся уважением и доверием у населения, чем не раз пользовались жители Слободы.

Активно развернулась деятельность Временного правительства на территории Коми Края. Не стала исключением и Слобода, куда все чаще стали приходить различные указы, распоряжения, требования из центра. Сопоставляя даты издания того или иного документа по срокам получения его в селе, невозможно не заметить приблизительно пятидневный интервал, время, которое было необходимо для доставки приказов из Усть-Сысольска. Возможно, это объясняется отсутствием налаженной транспортной сети в пригороды. Яренский тракт, используемый для сообщения со столицей, был пригоден только в зимний и летний период. Весной же и осенью дорога становилась непроходимой... Однако это не стало препятствием для регулярного получения указаний волостным Слободским комитетом, которые исполнялись незамедлительно после обсуждения их на собраниях. Так 30 марта 1917 г. от Усть-Сысольского временного комитета поступило новое распоряжение для руководства и исполнения, в котором предлагалось всем организованным обществам избрать по одному делегату для участия в работах Комитета. Это делалось для того, чтобы в управленческих органах были представлены интересы разных слоев общества и объединений, что позволяло находить решения вопросов, удовлетворявших различным требованиям. В Слободе данное мероприятие проведено не было, и причиной тому могло послужить отсутствие в селе в то время оформившихся организаций.

Также был избран один кандидат на должность Уездного Комиссара. На этот пост был назначен Павел Иванович Коданев, бывший председатель комитета. Его же прежние обязанности принял на себя брат волостного милиционера Павел Гаврилович Сюрвасев по решению Слободского Временного комитета на совещании 5 апреля. Решение вопроса о выборе трех кандидатов на должность временных судей выглядело следующим образом. Назначение получили Николай Максимович Юркин, Константин Алексеевич Юркин и Павел Устинович Коданев. К сожалению, сведений о функциях судебного аппарата практически не сохранилось. Известно лишь, что в Усть-Сысольском уезде было образованно три судебных участка Слободская наряду с еще 17-ю волостями вошла в состав первого под председательством временного судьи С.С. Клочкова.

Судя по всему с момента формирования суда воплотилась идея передачи полномочий временного волостного комитета в разборе таких дел, как жалобы и мелкие правонарушения. Причем исполняющие обязанности временных судей должны были присутствовать на каждом заседании комитета. Протокол совещаний вел уездный писарь. должность которого была введена одновременно с образованием комитета. На заседании 5 апреля было вынесено решение о прибавке ему жалованья с 28 руб. до 35. 1 апреля пришло сообщение о том, что "Положение о волостных комитетах" напечатано в Вологодских губернских Ведомостях в №11 от 17 марта 1917 г. Таким образом, Временное правительство укрепляло свою власть и влияние. Позже, 5 апреля , волостной комитет с. Слобода поступила телеграмма от председателя Государственной Думы Ш.В. Родзянко Вологодскому временному правительству. В ней излагалось требование к крестьянам засеять поля и вырастить хлеб, который в последствие должен был быть сдан в пользу государства, что было встречено большим недовольством со стороны слобожан. Продолжающиеся в стране волнения, надвигающаяся разруха и голод толкнули Временное правительство на обращение подобного рода. Причем, интересен тот факт, что в телеграмме употреблено слово "просит", а не "требует". Это очень показательно-реальных сил для воздействия на народ у Временного правительства оставалось все меньше, что свидетельствует о затрудненном оказании влияния на уездные и временные комитеты.

Тяжелая обстановка не могла не сказаться на жизни окраин. Так и в селе Слободе в начале 1917 года резко ухудшилось продовольственная ситуация, рос процент населения, приближавшегося к черте бедности. И без того скудные урожаи, получаемые в условиях Севера, необходимо было отправлять в Центр. В соответствии с этой проблемой, 8 апреля 1917 года в слободской комитет поступило обращение Земской Управы, принятое на продовольственном совещании 29 марта. В нем представлялся вниманию следующий факт: " признано, что для населения уезда потребно к ввозу из других губерний только ржаной муки- 240 вагонов, не считая прочих продуктов. Но, возможно, этот заказ не удовлетворится весь, ибо задача стоит в том, чтобы оградить Родину от врага, все силы идут на решение этой проблемы...". Таким образом, народ призывали приложить все силы к засеву полей и поднятию всего хозяйства.

В этот же день в слободской волостной комитет пришло распоряжение от профессиональной группы чинов лесного ведомства, доводившего до сведения, что " в заседании 5 апреля она наметила следующих кандидатов на открывающиеся 16 апреля 1917 г. временные должности...". Выдвигалась просьба поддержать их кандидатуры голосом от волости. Прилагались подробные характеристики предлагаемых личностей. Кандидат на пост уездного комиссара- Николай Иванович Митюшев - характеризовался как " местный человек, зырянин, с высшим образованием, хорошо знакомый с нуждами крестьян; что вызвало одобрение слобожанами , видящего в нем верного защитника интересов местного населения. На должность судей предлагались А.С. Михайлов, В.Ф. Попов и И.С. Стерлопуло. В них подчеркивались беспристрастие, знание законов и то, что они пользовались доверием у населения. Также немаловажной чертой была их приверженность новому строю. Кроме просьбы проголосовать каждому волостному комитету ( в том числе и слободскому) было приказано подать список кандидатов из волости на вышеперечисленные посты на следующий срок службы. Такой список в Слободе был составлен 9 апреля 1917 года. Поддержаны были все кандидатуры, представленные на должности в Уездный временный комитет. Примечателен тот факт, что они были избраны полным составом комитета: 10 голосов "за" из 10 возможных. Сложнее обстояло дело с выбором местных кандидатов на те же должности. На должность Уездного комиссара претендовал 47-летний председатель комитета П.И. Коданев. За него проголосовали 8 человек из 10, и он был выдвинут от Слободы. Также, 3 члена комитета были избраны в кандидаты на должность временных судей: Н.М. Юркин (9 голосов), К.А. Юркин (8 голосов) и П.У. Коданев ( 9 голосов). Но 10 апреля 1917 г. в слободской временный волостной комитет поступило заявление от земского начальника 2-го участка Усть-Сысольского уезда Сергея Лальинска, в котором он просил о возможности рекомендовать его на должность уездного комиссара или судьи, аргументируя свою просьбу имеющимся у него образованием юриста и 8-летним стажем службы. 18 апреля заявление было рассмотрено и удовлетворено включением С. Лальинска в список кандидатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что политическая активность населения Слободы росла. Принимали участие в выборах, охотно вводили новые порядки, отвергали неуместное. Одним словом, становились более разборчивыми в общественной жизни, желая принимать деятельное участие в судьбе страны. Однако, все равно первостепенными оставались вопросы локального характера, несущие в себе непосредственное отношение к приемлемому существованию села. Население становилось более сознательным в решении тех или иных вопросов. Люди делали свой выбор ре исключительно по доверию или интуиции ( как это бывало раньше ), а на основании документов и фактов. Теперь каждый осознавал значимость сделанного им выбора и отвечал за него. Появившаяся политическая принадлежность обязывала слобожан независимо от их воли быть верным Временному правительству. Именно в соответствии с этим фактом 11 апреля 1917 года в Слободском комитете было принято из Центра постановление о приведении к присяге на верность всего населения, достигшего 17-летнего возраста. Документ был подписан председателем Усть-Сысольского временного комитета Сухановым и его товарищами Колпаковым и Забоевым.

В начале апреля 1917 года была объявлена декларация Временного правительства. В связи с чем во все волостные комитеты пришло распоряжение 14 апреля о срочном порядке работы по реформированию органов местного управления. В качестве примечания, в документе говорилось о том, чтобы не допускался перерыв и расстройство в области управления. Реализация этого указания началась в Слободе практически сразу. Уже 18 апреля на совещании волостного комитета этот вопрос был обсужден. Можно отметить, что в Слободе становление нового управленческого аппарата происходило сравнительно легко и быстро, без особых эксцессов. В целом, В Усть-Сысольском уезде отреагировали на постановления центральной власти довольно быстро, и смена органов власти здесь завершилась уже к началу весны. Для сравнения можно привести пример с Печерской волостью, где временные комитеты образовались лишь к середине лета.

В журнале совещаний и обсуждений вопросов Слободского волостного временного комитета имеется запись от 23 апреля 1917 года, когда члены Комитета в составе П.И. Коданева, П.У. Коданева, Н.М. Юркина, Д.П. Коданева, С.К. Коданева, В.Д. Попова и С.П. Попова решали вопросы о замене должности волостного старшины должностью председателя Волостного комитета и товарищей. В результате было принято решение вместо бывшего волостного старшины Ильи Петровича Юркина назначить на эту должность Павла Ивановича Коданева. Ему было назначено жалованье 10 рублей в месяц. Вопрос о замене помощника волостного старшины должностью товарища Временного комитета с назначением жалованья был решен в пользу Степана Петровича Сюрвасева. На этом же заседании был выведен из Комитета Василий Коданев.

Реформированы были не только административные органы управления, но и на церковные дела попытались оказать влияние. Так, жалованье некоторым служителям культа отныне выплачивалось из фондов Комитета, а настоятелю – из фондов Комитета и частично от братии. Например, 26 апреля 1917 года, на совещании Слободского волостного временного комитета был поставлен вопрос о назначении заместителю псаломщика Слободской Никольской церкви жалованья или вознаграждения по 6 рублей каждый месяц. На должность смотрителя церкви назначили Василия Лукича Коданева на период с 9 мая 1917г. по 9 мая 1918 года. На этом же заседании из состава Слободского комитета был избран казначеем Павел Гаврилович Сюрвасев. Так же обсудили вопрос о создании специального продовольственного комитета, но решили его не создавать, т.к. это могло запутать и осложнить работу, и решили, что эти функции может выполнять сам Временный волостной комитет.

В следующем месяце наблюдаются частые смены на руководящих постах в селе. В состав Комитета начали входить женщины, они могли принимать участие в выборах Волостного комитета. Специальное распоряжение по этому поводу было отправлено Губернским комитетом за №34 от 18 марта 1917 года.

14 мая состоялось общее собрание слобожан и членов Временного комитета, на котором присутствовало 57 человек и решался вопрос о передаче полномочий новым лицам, избранным в органы местной власти на данном собрании. С поста председателя Временного волостного комитета были освобождены - П.И. Коданев, члена Комитета - Д.П. Коданев и секретаря - А.В. Коданев. Вместо них были избраны председателем – учитель И.М. Коданев, секретарем – учительница А.П. Сюрвасева, членом комитета – П.В. Коданев. На следующий день они приступили к своим новым обязанностям.

В целом, говоря об управленческом аппарате в Слободе, нельзя не заметить, что в селе не переживали глубоких потрясений. Смена власти происходила довольно мирно, сельчане проявляли на выборах довольно большую активность, отметим при этом большую активность женской половины. Указания и распоряжения, приходящие свыше во время выполнялись Слободским временным комитетом. Члены Временного комитета хорошо известные в селе люди, пользовавшиеся уважением, грамотные. Все вопросы, которые волновали местное население, данный орган власти рассматривал на своих заседаниях. В его функции входило не только следить за порядком в Слободе, быть в курсе всей общественно-политической жизни, но и налаживать эту жизнь, регулировать хозяйственные отношения, помогать тем селянам, которые оказывались за чертой бедности. В условиях мировой войны, когда в стране царили голод, холод, разруха, на местах так же приходилось сталкиваться с подобными проблемами и местные органы власти, сформированные после Февральской революции, должны были их решать.

Хозяйственная жизнь слобожан в период между двумя революциями. (Земельный, продовольственный и прочие вопросы).

Вплоть до Октября 1917 года в Коми крае сохранялся такой пережиток, как феодальная собственность на землю. Собственником почти всей земли оставалось самодержавие, полукрепостническое государство. При наличии необозримых земельных площадей, крестьяне здесь страдали от острого безземелья, что еще более усугубляло нерешенность крестьянского вопроса. И все же в 1917 году Коми край представлял собой сугубо сельскохозяйственный район с рассредоточенным населением, оторванностью от крупных городов, полным отсутствием дорог. Грозным вихрем ворвалась сюда революция, принеся навязанную власть Временного правительства, отнимая у населения последний кусок хлеба. Фактически жизненный уровень коми крестьян значительно упал в это время: участились жалобы на отсутствие продовольствия, все большее количество людей скатывалось к черте бедности. Среди архивных документов довольно часто встречаются жалобы слобожан на отсутствие необходимых товаров и продуктов питания.

Проблема с наличием в селе достаточного количества продуктов питания не раз обсуждалась на заседаниях Временного волостного комитета, где указывалось на нехватку муки, круп. Сахара, соли, пороха, махорки, и т.д.

Результатом низкого уровня жизни слобожан становилось пьянство, самогоноварение. Об этом так же не раз говорили на заседаниях Волостного комитета. От уездного временного комитета поступил приказ о начале борьбы с самогонокурением. За нарушение запрета на самогонокурение накладывались высокие штрафы, размеры которых повышались за повторные случаи выявления нарушения. Например, Слободской волостной комитет принимает решение установить следующие наказания за самогонокурение: если 1 раз – назначается штраф в размере 1 мешка ржаной муки. Если замечен 2 раз – 30 рублей штрафу и лишение всякой продовольственной помощи от Комитета. За 3 нарушение – отдавать под суд. Появление на людях в пьяном виде влекло за собой уголовную ответственность. 19 июня 1917 года в Слободской волостной комитет пришло правительственное постановление, воспрещающее изготовление и продажу, как для питьевого, так и для лекарственного потребления спиртосодержащих и крепких напитков. На борьбу с нетрезвостью Временное правительство призывало все общество, аргументируя это тем, что только преодолев этот порок, возможно, будет достичь благоприятных результатов. Указ о немедленном обсуждении этого вопроса на сельских сходах был в Слободе выполнен немедленно. Из членов волостного комитета Слободы были избраны 3 человека, в обязанности которых входило следить за исполнением этого указа. Это были люди, пользующиеся уважением среди селян, не употребляющие спиртные напитки. Им вменялось следить за выкуркой самогона в деревне, как для самоличного потребления, так и для продажи. Они имели право задерживать лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и доставлять их в милицию для дальнейшего разбирательства. Однако, эта мера не возымела должного воздействия и в августе того же года в Усть-Сысольском Временном комитете на одном из заседаний снова возвращаются к проблеме борьбы с самогонокурением. Острая нехватка продовольствия, в первую очередь – хлеба, сахара, зерна (а именно это использовалось в качестве сырья для изготовления самогона), частые жалобы с мест, просьбы к центру помочь с продовольствием, которого, увы, не было, вынудили строже подойти к этому вопросу. Был установлен жесткий контроль над распределением и потреблением продуктов, а так же установить еще более жесткий режим контроля над самогонокурением. В Слободу приходит уведомление о том, что семьи. Занимающиеся самогонокурением будут лишаться продовольственного пайка на время по усмотрению волостного комитета.

Очень сложным оставалось на протяжение всего 1917 года в Слободе положение с обеспечением населения продовольствием. Было принято решение об оказании помощи особо нуждающимся из фондов, создаваемых Волостным комитетом. Эти резервы создавались за счет прибыли, получаемой от реализации некоторых товаров по более высоким ценам отдельным категориям граждан (например, зажиточным крестьянам, военнопленным немцам-поселенцам), а так же за счет изъятия излишков хлеба у зажиточных слобожан. В Волостном комитете создан был продовольственный отдел, который и ведал всеми этими вопросами. Например, получая от Уездного продовольственного отдела махорку за одну цену, он мог продавать ее дороже (49 руб. 48 коп. за фунт), прибыль шла в пользу продовольственного отдела.

Для того, чтобы решить проблему с продовольствием, 22 мая 1917 года Волостной комитет разделил слобожан на 3 категории: к первой он отнес семьи, "вполне обеспеченные хлебом до следующего урожая (20 сентября)". Надо отметить, что таких семей в Слободе было немного. Вторая группа объединяла "не вполне обеспеченных". Их было больше. И среди них довольно часто возникали трения, по поводу причисления их к зажиточным крестьянам. Они писали жалобы, приводя аргументы и пытаясь доказать то, что они середняки. У середняков излишки хлеба не изымали. Остальные относились к "нуждающимся". Им по распоряжению Комитета отпускали муку по мешку или пуду в месяц, в зависимости от количества семейства.

В условиях строгой экономии на каждый вид продовольственных товаров была определена строгая цена. Например, пуд ржаной муки в Слободе стоил 4 рубля. Отпуск продуктов был так же строго нормирован. Белой муки полагалось не более 5 фунтов на человека и стоил мешок такой муки 25 руб. 90 коп. (вместо прежних 24 руб. 50 коп.), разница шла в пользу продовольственного отдела в Волостном комитете. Население требовало доставить ржаную муку и крупчатую, для получения которых был откомандирован один человек в Усть-Сысольск, снаряжена подвода. Он привез 1125 пудов ржаной муки и 100 пудов крупчатки. На одном из весенних заседаний Волостного комитета стоял вопрос о выдаче в ссуду хлеба особо нуждающимся. Данный вопрос был решен положительно.

В связи с нехваткой хлеба в государстве, нежеланием зажиточных и середняцких хозяйств на полную мощь засевать свои большие наделы (боялись, что излишки опять изымут) Волостному комитету пришлось идти на крайние меры. Был сокращен посевной период до 29 мая (это было, вероятно, связано с тем, чтобы быстрее вернуть на фронт тех солдат, которые получили краткосрочные отпуска на период посевных работ). Правительство, а через него местные органы власти, аргументируя свое указание тем, что в стране не хватает посевных площадей, а имеющиеся расходуются не в полной мере, приказывают крестьянам засеять свои наделы до 29 мая. В случае невыполнения этого постановления до указанного срока, эти поля засевались продовольственным отделом в свою пользу.

Крайняя нужда населения Слободы обусловила решение Временного волостного комитета обратиться в Усть-Сысольскую управу с требованием прислать с первой отходящей почтой 2 мешка ячной крупы, рожь, пшено, сахар, чай. солод, хмель, махорку. курительную бумагу, спички, дробь, порох, пистоны, косы. Эта просьба слобожан была удовлетворена.

В условиях продолжавшейся войны, острой нехватки не только продовольствия, но и топлива Петроградский исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов обращается к населению России о помощи. Такое воззвание доходит и до далекой Слободы. Крестьян призывали начать заготовку дров, леса. Подчеркивается, что проводимые мероприятия нацелены исключительно на оборону Родины. После оглашения постановления в Слободе повсеместно стали формироваться лесозаготовительные бригады, специализирующиеся на молевом сплаве леса. Однако вскоре работы были приостановлены. Причиной тому были недоразумения среди рабочих по поводу уклонения от уклонения от поставленной цели. Слухи о том, что население Слободы мешает заготовке дров, дошло до Московского районного уполномоченного по топливу, который незамедлительно прислал приказ, навести порядок среди рабочих и бросить все силы на усиленную рубку и сплав леса. Несомненно, подобные указания всколыхнули волну беспокойства, но принесенная присяга верности Временному правительству, обязывала повиноваться.

Важным моментом в жизни Слободы в 1917 году стало циркулярное постановление от 14 апреля, которое было рассмотрено на заседании Слободского временного комитета. В целях обеспечения армии и населения мясом и хлебом, а так же в целях получения материалов для земельной реформы, Совет министров постановил произвести сельскохозяйственную поземельную перепись и перепись городов.

Немного позже на основании закона от 25 марта 1917 года и согласно постановлению Губернского комитета от 7-8 июня 1917 года во всем Усть-Сысольском уезде организовывалось "производство учета отчуждения наличных запасов хлебных продуктов и скота". Губернским комитетом были утверждены правила о порядке учета и передачи хлеба и скота в распоряжение государства. В соответствии с изложенным Уездная управа откомандировала в Слободу своих инструкторов по технике производства учета хлеба и скота. Буквально в течение нескольких дней агентами была произведена подворная перепись всех наличных запасов. Это производилось обязательно в присутствии не менее 2 представителей из селян. Обнаруженный в ходе переписи излишек хлеба, сверх положенных норм, объявлялся собственностью государства, и домохозяин должен был принять этот хлеб на сохранение до особого распоряжения Продовольственного или волостного комитета, под особую расписку. За возможную растрату хозяин нес строгую ответственность. Давая такую расписку, хозяин указывал на "добровольное выполнение приказа во имя борьбы с доставшейся от прошлого разрухой".

Важным в хозяйственном отношении был факт введения самого строго контроля над продажей всех хлопчатобумажных тканей. Нормированная цена не должна быть превышена, виновных в несоблюдении этого положения привлекали к ответственности. На весь Усть-Сысольский уезд было допущено к продаже 63 тыс. аршина этих мануфактурных товаров. В связи с этим в слободу хлопчатобумажная ткань была прислана в расчете – 1 аршин на человека. При этом оговаривалось, что продажа тканей будет осуществляться только за наличный расчет. Плата взималась по первому требованию. Тех же слобожан, которые по различным причинам не могли уплатить за товар, отдавали на попечение Комитета. Здесь определяли, надо выделить средства, как "нуждающемуся", крестьянину или нет на покупку мануфактурной ткани. Все товары, заказанные через Комитет, слобожане получали только после уплаты задатка. Например, фунт чая стоил 8-10 рублей. В месяц на человека полагалось не более 1: 20 фунта. На всю слободу поступило 30 пудов пороха, который выдавали по количеству населения – на 10 человек отпускали1 фунт пороху по 10 рублей. В кредит никаких товаров не отпускали, требуя погашения прежних задолженностей, если они были. Слобожане, принявшие на хранение или обмен от Комитета семена, за аккуратность вознаграждались премией в 10 копеек. Кроме того, за задолженность в размере 1 пуда ржи Комитет мог взимать 1 руб. 26 коп., за пуд ячменя – 1 руб. 25 коп. О подобных взысканиях сообщалось ежемесячно в уезд. Сахар отпускали по норме лишь за наличный расчет с уплатой дополнительного акциза. Отпуск хлеба к лету был приостановлен, а о соли сообщали из Усть-Сысольска в Слободу, что ее на складах вообще нет.

Заказ хлеба производился исключительно через волостное земство. Пуд хлеба оценивался в 10 рублей, что по тем прогнозам составляло лишь 50% от будущей стоимости хлеба. Иными словами уже в середине 1917 года ожидалось, что цены на хлеб в скором времени поднимутся наполовину. Кредит на покупку хлеба не предоставлялся. Задатчики, т.е. те слобожане, которые заказывали хлеб, должны были впоследствии хлеб по любой цене, по какой бы не приобретала его Управа. Эти нововведения значительно осложнили жизнь слобожан, и без того нелегкую. Но все же в перипетиях жестокой реальности был один плюс – разрешалось частное предпринимательство. С его помощью крестьяне могли обеспечить себя необходимыми продуктами и товарами. Любой мог заняться каким-то делом. Например, кожевенным, обувным, как это делал один из жителей Слободы, изготавливая обувь на продажу и на заказ. Такого рода занятия позволяли крестьянам иметь дополнительные средства существования, что несколько облегчало их жизнь. Но заметим, занимались дополнительными промыслами далеко не все слобожане.

Несмотря на все усилия временное правительство не смогло обеспечить страну продовольствием в полном объеме. Не хватало самого необходимого – хлеба, денег. Именно, с целью пополнить во время войны опустевшую казну, Временное правительство издает постановление о реализации "Займа свободы". Доходит это постановление и до Слободского волостного комитета. 11 мая 1917 года в Слободской волостной комитет поступила просьба из Усть-Сысольского уездного комитета о принятии деятельного участия в распространении среди населения села этого займа. Для этого созданы были специальные подкомиссии, в которые входили люди, пользующиеся доверием граждан и представителей местных интеллигентных сил. В селе велась широкая пропаганда по приобретению государственных облигаций. В ввиду особой государственной важности успеха "Займа свободы" сверху рекомендовалось все возможные свободные общественные и церковные суммы обращать на приобретение облигаций. Причем, государство на бумаге гарантировало своим достоянием означенный "Займ свободы" и давало обещание владельцу облигаций обеспечить высокий процент. В любой момент казначейство обещало принять обратно облигации по подписной цене (не ниже 85 руб. от покупной суммы в 100 руб.). При годовом доходе 6 руб. "Займ свободы" рекомендовали крестьянам, как имеющий ряд выгод и преимуществ. Однако, судя по документам, этот "Займ свободы" среди слобожан не получил большого хождения. Условия займа не были понятны крестьянам и по существу считали крестьяне, что это очередной обман, направленный на выманивание денег. Облигации были слишком дороги для местного населения, чей доход не отличался большими объемами.

Таким образом, в сложный период между двумя революциями от Февраля до Октября в далекой глубинке на севере, в Коми крае нашли отражение практически все явления общественной и хозяйственной жизни людей, которые имели место в центре. Однако, надо отметить, что на местах все эти изменения происходили значительно спокойнее, нежели в центре. Примером тому может служить село Слобода. Здесь беспрекословно выполнялись все поступающие рекомендации и указания сверху, причем, в очень короткие сроки. Местные сельские руководители и активисты в этом отношении были очень примерны. Трудное положение страны, вызванное участием России в Мировой войне, разрухой, голодом не могло не сказаться и на положении на местах. Как многие жители других населенных пунктов слобожане переживали эти трудности вместе со всей страной. Отголоски революционных событий докатывались и до Слободы, где произошла смена власти (хотя и не коренная перестановка, но новые органы власти должны были служить интересам Временного правительства). Слободской временный комитет выполнял не только функции политические, но и экономические, помогая наладить хозяйственную жизнь в селе.

ое население, данный орган власти рассматривал на своих заседаниях. В его функции входило не только следить за порядком в Слободе, быть в курсе всей общественно-политической жизни, но и налаживать эту жизнь, регулировать хозяйственные отношения, помогать тем селянам, которые оказывались за чертой бедности. В условиях мировой войны, когда в стране царили голод, холод, разруха, на местах так же приходилось сталкиваться с подобными проблемами и местные органы власти, сформированные после Февральской революции, должны были их решать.

Немецкие и австро-венгерские военнопленные в Слободе.

Интересна проблема существования несколько необычных фамилий, нехарактерных для жителей Коми края. В историко-демократическом справочнике в числе жителей Слободы мы встречаем такие фамилии, как Эйнгорн, Цаце и другие. И сегодня среди жителей современной Эжвы можно встретить не совсем обычные фамилии, такие как Миллер, Эйнгорн, Генинг, Гартмон и другие.

Какова история их появления? Архивные данные свидетельствуют о том, что, вероятно, появились некоторые из них как раз в период, когда шла первая мировая война. О неких "военно-задержанных" подданных, враждебных России держав, водворенных в пределы Вологодской губернии говорится в документах и циркулярах, посланных в Усть-Сысольск и волости. Речь идет о германских и австро-венгерских подданных, попавших в плен во время I мировой войны. Проживали такие военнопленные в Усть-Сысольске и уезде, в том числе и в селе Слобода.

Для регистрации военнопленных существовал в городе "Комитет помощи военнообязанным пленным, подданным Германии и Австро-Венгрии". За военнопленными устанавливался жесткий контроль и обязательная регистрация, с указанием точного местожительства вместе с данными о профессии, семейном положении, средствах существования и прочее.

Поступали эти военнопленные под непосредственный контроль начальника милиции, который имел право "во всякое время производить проверку военнопленных тем порядком, какой будет признан им нужным".

Расселялись военнопленные по квартирам (домам), при этом квартирохозяева военноподданных должны были давать сведения в управление милиции о времени сдачи и оставления квартир этими людьми. Каждый квартирохозяин, предоставивший помещение военнопленному обязывался вести постоянное и неослабное наблюдение за отлучками и временем возвращения. Обо всех нарушениях необходимо было докладывать в управление милиции в город или уездному Волостному комитету. Время отлучки устанавливалось с 6 утра до 9 вечера.

Рамки, в которые ставились немецкие и австро-венгерские подданные, были достаточно жесткими: им нельзя было собираться в группы больше 3 человек, всякие сборища их как дома, так и на улице запрещались. Нельзя было немцам лишний раз общаться с гражданами, и то это общение не должно было выходить за пределы делового.

Увеселения, посещение общественных мест, в том числе библиотек было так же запрещено. Вся корреспонденция просматривалась. Даже относительно приобретения товаров первой необходимости и продуктов имелись специальные рекомендации.

За нарушение этих правил грозил арест до 3х месяцев или штраф до 3 000 рублей. Это была большая сумма, если сравнить ее с тем, что в слободе в 1917 году 1 пуд хлеба стоил от 4 до 10 рублей, жалованье секретаря волостного комитета составлял 30 рублей, штраф за самопокушение – 30 рублей, на командировку в Усть–Сысольск деятели волостного комитета получали 3 рубля.

Число военнопленных, получавших право на проживание в городе, определял начальник уездной милиции. Оставлялись чаще те, которые знали какое-либо ремесло или имели специальные знания, которые можно было использовать на месте. Большую часть пленных расселяли по волостям, стараясь их распылить.

И, тем не менее, мы имеем сведения от 17 мая 1917 г. о военнообязанных германских и австрийских подданных, проживавших в с. Слобода. Этот список состоит из 20 фамилий, среди которых числятся: Бергес, Боршош, Буйка, Ваннагаг, Вульф, Демэ, Гартман, Гейнинг, Гинц, Краузе, Круг, Ланг, Лем, Мюллер, Ре, Такке, Тудоман, Цаус, Шобниский. Часть их появилась в Слободе в промежуток от 21 марта до 23 марта 1917 г. Среди них Ганс Альбертович Грих, Фриц Бурхардович Мюллер, Оскар Эйнгорн, Ганс Краузе. В соответствии с проходным свидетельством, выданным Усть-Сысольской городской милицией им был разрешен выезд из Усть-Сысольска и поселение их в с.Слобода. Перемещаться куда-либо без дополнительного разрешения было нельзя. Покидать Слободу даже по случаю болезни (к доктору), или на следственный допрос й – на все должен был получен специальный пропуск и сделаны соответствующие отметки. Так было с Францем Ваннагагом (следствие) и Эйнгорном (болезнь).

Несколько ранее, в январе 1917 г. в Слободу прибывает Эрих Такке, самый молодой – 23 года, германский подданный, бывший чиновник банка, холостой. В сопровождающей записке сделана пометка: "Прошу обратить внимание на его плохое поведение". Что за этим крылось – дерзость, грубость, нарушение правил?

Позднее других, в мае 1917 г. в Слободу прибывает Франц Ванногаг, 35 лет, германский подданный, бывший лесопромышленник, с ним прибыла и его жена Эмма Робертовна, 30 лет.

С семьями проживали в Слободе Цаус Петр Петрович, 46 лет, специалист по электротехнике с женой и сыном и Мюллер Франц (Фридрих) Бурхардович, 37 лет, капитан, с женой и дочерью Гретой.

Из 20 военнопленных 10 человек – холостые от 23 до 34 лет. 3 человека имели семьи при себе, и у 7 семьи остались в Германии и Австро-Венгрии.

Возраст у всех очень разный: от 23 до 48 лет. 25% составляли австро-венгерские подданные (5 человек) и 75% - германские. Практически все высланы в Вологодскую губернию из Петрограда, где видимо и попали в плен, 2 – из Лодзи, 2 – из Либавы.

По социальному происхождению почти все германские подданные – граждане, австро-венгры – крестьяне (3 человека), 1 человек – Бергес Людвиг Андреевич называет себя мещанином, до войны он был дворецким.

Довольно широк спектр занятий, которыми военнопленные занимались до войны. Здесь были музыканты (все австро-венгерские подданные), лесопромышленник, агент ниточной мануфактурной фабрики, управляющие, бухгалтер конторы, чиновник банка, специалисты по электротехнике, литографисты. Были среди них купец, офицер торгового флота и капитан.

Таким образом, Слобода в их лице получила в 1917 году после февральской революции большое количество специалистов.

Как складывались отношения военнопленных и местного населения. Судя по документам, эти отношения полностью добрососедскими не назовешь. Так, летом 1917 г. крестьяне Слободы жаловались в Уездный исполнительный комитет с просьбой о высылке военнопленных из волости, т.к. недостает продуктов разного рода для местного населения, особенно хлеба, а немцы занимаются или поощряют самогонокурение, с которым шла яростная борьба, опять же вызванная нехваткой сахара, зерна. А именно это сырье использовалось в самогонокурении.

Немцы и австрийцы же жаловались на то, что их права очень урезаются, им стали запрещать выходить из дома после 17 часов, они не могут приобрести продукты, не могут привезти их из города, а слобожане им отказывают в подвозе хлеба.

На эту жалобу управление милиции реагирует так: "военнопленные так же достойны уважения и комиссар волости должен им разрешить выходить из дома в соответствии с установленными порядками (до 21 вечера).

Кроме того, в Слободу пришло циркулярное предписание о том, чтобы разъяснили местному населению, что "немцы хотя и враги, но лишать их права на получение продовольствия не следует, т.к. морить голодом врага – недостойно звания великого русского народа – это, во-первых, а во-вторых доставка продовольствия из города в волость самими пленными представляется нежелательной и вредной". Волостные комитеты, заказывая продукты у продовольственной управы должны особо указывать военнопленных и выдавать им требуемое количество продовольствия, не заниматься самоуправством.

15 июля 1917 года вышел указ от центрального комитета по делам военнопленных, который предписывал сбор информации о военнопленных, централизованное хранение этой информации с возможным последующим обменом и отпуском военнопленных.

После победы Октябрьской революции 1917 г. и когда вести об этих событиях дошли до Усть-Сысольска к декабрю 1917 г., пришло и очередное указание, теперь исходящее от большевиков, о том, чтобы предоставить возможность военнопленным немцам и австрийцам вернуться на Родину.

Этим правом воспользовалась часть военнопленных, живших в с. Слобода, а часть, возможно, осталась, пустив корни на этой Северной земле. Основная часть их в то время были холосты, а Мюллер жил с семьей. Фамилии, бытующие и сегодня среди жителей Эжвы – Генинг, Гартман, Краузе, Миллер, Круг, возможно являются напоминанием о той странице в истории с. Слобода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, говоря об управленческом аппарате в Слободе, нельзя не заметить, что в селе не переживали глубоких потрясений. Смена власти происходила довольно мирно, сельчане проявляли на выборах довольно большую активность, отметим при этом большую активность женской половины. Указания и распоряжения, приходящие свыше во время выполнялись Слободским временным комитетом. Члены Временного комитета хорошо известные в селе люди, пользовавшиеся уважением, грамотные. Все вопросы, которые волновали местное население данный орган власти рассматривал на своих заседаниях. В его функции входило не только следить за порядком в Слободе, быть в курсе всей общественно-политической жизни, но и налаживать эту жизнь, регулировать хозяйственные отношения, помогать тем селянам которые оказывались за чертой бедности. В условиях мировой войны, когда в стране царили голод, холод, разруха, на местах так же приходилось сталкиваться с подобными проблемами и местные органы власти, сформированные после Февральской революции, должны были их решать

Таким образом, в сложный период между двумя революциями от Февраля до Октября в далекой глубинке на севере, в Коми крае нашли отражение практически все явления общественной и хозяйственной жизни людей, которые имели место в центре. Однако, надо отметить, что на местах все эти изменения происходили значительно спокойнее, нежели в центре. Примером тому может служить село Слобода. Здесь беспрекословно выполнялись все поступающие рекомендации и указания сверху, причем, в очень короткие сроки. Местные сельские руководители и активисты в этом отношении были очень примерны. Трудное положение страны, вызванное участием России в Мировой войне, разрухой, голодом не могло не сказаться и на положении на местах. Как многие жители других населенных пунктов слобожане переживали эти трудности вместе со всей страной. Отголоски революционных событий докатывались и до Слободы, где произошла смена власти (хотя и не коренная перестановка, но новые органы власти должны были служить интересам Временного правительства). Слободской временный комитет выполнял не только функции политические, но и экономические, помогая наладить хозяйственную жизнь в селе.

Интересна проблема существования несколько необычных фамилий, нехарактерных для жителей Коми края. В историко-демократическом справочнике в числе жителей Слободы мы встречаем такие фамилии, как Эйнгорн, Цаце и другие. И сегодня среди жителей современной Эжвы можно встретить не совсем обычные фамилии, такие как Миллер, Эйнгорн, Генинг, Гартмон и другие.

Какова история их появления? Архивные данные свидетельствуют о том, что, вероятно, появились некоторые из них как раз в период, когда шла первая мировая война. О неких "военно-задержанных" подданных, враждебных России держав, водворенных в пределы Вологодской губернии говорится в документах и циркулярах, посланных в Усть-Сысольск и волости. Речь идет о германских и австро-венгерских подданных, попавших в плен во время I мировой войны. Проживали такие военнопленные в Усть-Сысольске и уезде, в том числе и в селе Слобода.

После победы Октябрьской революции 1917 г. и когда вести об этих событиях дошли до Усть-Сысольска к декабрю 1917 г., пришло и очередное указание, теперь исходящее от большевиков, о том, чтобы предоставить возможность военнопленным немцам и австрийцам вернуться на Родину.

Этим правом воспользовалась часть военнопленных, живших в с. Слобода, а часть, возможно, осталась, пустив корни на этой Северной земле. Основная часть их в то время были холосты, а Мюллер жил с семьей. Фамилии, бытующие и сегодня среди жителей Эжвы – Генинг, Гартман, Краузе, Миллер, Круг, возможно являются напоминанием о той странице в истории с. Слобода.

Поделиться

2024 УИКНО "Надежда науки"

При использовании материалов, ссылка на http://gpv11.ru обязательна.