Войти

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Сайт создан на основе материалов этнографических и археологических экспедиций, в которых побывали учащиеся, а так же на архивных материалах, собранных школьниками. Авторы большей части докладов являются победителями в различных конкурсах и конференциях. Ряд докладов построены полностью на материале, который еще не введен в научный оборот.

УИКНО

"Надежда науки"

Автор: Худякова Маргарита Андреевна, ЦДТ, Эжвинский район г. Сыктывкар, 11 класс
Научный руководитель: Канева Татьяна Николаевна, историк, педагог дополнительного образования, ЦДТ Эжвинский район, г. Сыктывкар

Данная работа посвящена одной из интереснейших проблем отечественной истории – «Освоение Сибири и Дальнего Востока». Нами взят отдельный пласт данной проблемы – «Участие в освоении Зауралья выходцев из Коми края и их взаимоотношения с местным населением». В работе уделено отдельное внимание рассмотрению вопроса, о путях переселения коми за Урал, в частности, об одном из них (менее известном) – Пелымском пути. Кроме этого, была поставлена задача – выяснить, как строились отношения местного населения с пришлым, как по ту, так и по эту сторону Урала, поскольку мигрировали не только коми за Урал, но частыми гостями у коми были и жители Зауралья (манси).

В основу работы положены труды ученых ИЯЛИ КНЦ УрО РАН Жеребцова И.Л., Жеребцова Л.Н., Рогачева М.Б., Сметанина А.Ф., Сухогузова П.Г. и других, посвященные данной проблеме. Кроме этого использованы опубликованные труды уральских ученых и местных уральских краеведов (Скрынников,Р.Г., Галкин В.П., Каргалова В.В., и.т.д ). Так же для составления более полной и точной картины исследуемого исторического явления использованы такие опубликованные письменные источники, как Вымско-Вычегодская летопись и Переписная книга Яренского уезда за XVII. Уже 10 лет существует в г. Сыктывкаре Республика Коми УИКНО (ученическое историко-краеведческое научное общество) «Надежда науки» при Эжвинском центре детского творчества. Участники этого школьного научного общества ежегодно выезжают в различные историко-краеведческие экспедиции по Республике Коми и за ее пределы. Материалы этих экспедиций составляют фонды этого научного общества. Поскольку автор данной работы сам бывал в двух экспедициях на р. Р. Илыч Троицко-Печорского района Республики Коми и в двух экспедициях на р. Пелым Свердловской области, фонды (полевые дневники, записи, видеозаписи уральских экспедиций) данного общества так же использованы в данной работе. Это в основном, воспоминания и интервью со старожилами, коренными жителями изучаемых районов (В Коми и Свердловской области).

Поскольку районы Илыча и Пелыма труднодоступны, слабо заселены и слабо изучены, записанные и использованные устные источники, на наш взгляд, могут, возможно, представлять некоторый научный интерес.

В данном исследовании ставится цель: на основе материалов, полученных в процессе школьной историко-этнографической экспедиции на Урал (Свердловская область) р. Пелым, проследить пути, причины и время переселения коми за Урал, какую роль играла река Пелым в этом процессе. Была поставлена цель — исследовать топонимику района, выяснить встречаются ли здесь коми названия, какие, что они обозначают, связывается ли это с какими-то местными преданиями. Ставилась задача — исследовать фамильный состав местного населения, посмотреть встречаются ли здесь коми фамилии. Перед нами стояла задача - встретиться с пожилыми людьми, побеседовать - выяснить, есть ли у них какие-то коми корни, в чем они выражаются - в преданиях, прозвищах, фамильном составе, традициях, и.т.д.

Кроме этого, на основе проведенного анализа материалов Переписной книги Яренского уезда 1646, 1678 г.г., попытались выяснить — в каких направлениях шло переселение коми за Урал в разное время, а так же провести количественный подсчет ушедших в целом, как по районам (сколько человек, куда уходило, откуда уходили), так же и по годам. Перед нами предстояла задача провести анализ - откуда (из каких районов Коми) и куда больше уходило людей, что, возможно, было причиной их переселения и почему именно в этом направлении уходили люди.

В ходе школьных экспедиций нам удалось выяснить, что в ряде населенных пунктов, расположенных в бассейне р. Пелым (Северный Урал) проживает (и проживало ранее) значительное число людей, которые относят себя к потомкам зырян. Из бесед со старожилами удалось выяснить, что их предки некогда появились здесь и обосновались на р. Пелым и других реках, протекающих неподалеку. В частности, один из старожилов рассказал нам о том, что его «прапрабабка пришла в верховья Пелыма из-за Уральских гор, т.е. с западного склона с верховий Илыча или Печоры (территория Республики Коми). Ее фамилия была Бурмантова, с нею сюда пришли дочери. Они основали небольшое поселение, которое со временем разрослось и стало д. Бурмантово, что в верховьях Пелыма». В одной из наших школьных экспедиций по р. Илыч (Троицко-Печорский район Республика Коми) мы не раз слышали от старожилов рассказы о том, как уходили вверх по Илычу или Печоре жители коми «за Камень» (за Урал) в поисках лучшей доли. Среди уходящих было немало так же староверов – скрытников, которые искали спасения для себя за грядой Уральских гор. Например, Бажуков Владимир Михайлович, 1948 г.р., ур. д. Еремеево Троицко-Печорского района Республики Коми, вспоминал рассказ своего деда о том, что «...С Луга-еля (Троицко-Печорский район Республика Коми), говорили старики, ушла баба с дочкой, староверка, куда-то за Урал. Ушла лесом, по реке. Там за Уралом и обосновалась...». Может два аналогичных предания, бытующих по разные стороны Уральских гор рассказывают нам об одной истории?

В научной литературе довольно много сведений о переселении коми за Урал. Этой проблеме посвящены целые исследования известных коми ученых – Жеребцова Л.Н., Жеребцова И.Л., Лашука Л.П. и других.

Основными источниками нашего исследования являются данные Переписной Книги Яренского уезда за 1646, 1648 г.г Писцовые и переписные книги являются важнейшими историческими источниками, содержащими массовые данные об историческом развитии района, охваченного описанием в социально-экономическом,. политическом и культурном аспектах.

Писцовые и переписные книги Яренского уезда являются богатейшим источником для истории народа коми. Они содержат массу самых разнообразных сведений и не только по истории, но также по языкознанию, топонимике, ономастике и даже археологии. Они дают возможность определить количество жителей в целом по региону и по отдельным волостям и землям, проследить динамику их движения и количественные колебания, выявить причины роста и убыли, в том числе рождаемость, смертность, уход и приход. Это обеспечивается тем, что книги составлялись регулярно через 25—30 лет. По ним можно изучить уровень мобильности населения, определить степень участия в миграционных процессах жителей отдельных земель и волостей.

Книги позволяют проследить процесс формирования этнической территории коми и оформления этнических границ. Анализ показывает, что в течение XVI—XVII вв. территория расселения коми существенно менялась: происходило сокращение ее в западных пределах и расширение в северо-восточных. В ходе изучения процесса формирования этнической территории имеется возможность исследовать время, пути и ход сложения этнографических групп коми, выявить роль внутриэтнических перемещений и смешения, значение иноэтничного компонента в возникновении той или иной этнографической группы.

Значительный материал в этом разрезе дает анализ фамилий и прозвищ, зафиксированных в писцовых и переписных книгах. Несмотря на то, что данные неполны, их изучение дает весьма ценные результаты, так как для коми очень типичны фамилии и прозвища, несущие этническое ядро, например, Кузькоков (кузь кок - длинная нога). Изъюров (из юр - каменная голова), Симпелев (сим пель - ржавое ухо), Кузьиванов (кузь Иван - длинный Иван), Пуртов (пурт - нож), Канев (кань - кошка), Урсюзев (Ур -белка, сюзь - сова), Куимов (куим - три), Ичеткин (ичет - маленький), Лудков (луд - луг), Черанев (черань - паук), Мозымов (Мозым - р. Мезень), Ваддоров (вад - озеро, дор - край, берег), Рочев (роч - русский), Туробов (ту роб - пурга), Чукилев (чукыль - кривой), Маегов (маег - кол) и т. п.

Изучение ономастического материала позволяет проследить смену поколений по отдельным селениям и волостям, установить родственные связи, уточнить миграции и степень оседлости местного населения.

Писцовые и переписные книги дают богатый материал по топо- и гидронимике. Сравнение его с современными сведениями позволяет выделить регионы с названиями преимущественно пермского типа, уточняет районы их распространения в прошлом, а это в свою очередь уточняет границы расселения пермских племен и народов в прошлые века. Гидронимы и топонимы иноязычного происхождения указывают на появление или обитание в данном регионе жителей того языка, некоторого объясняются указанные названия.

Таким образом, становится ясной большая ценность писцовых и переписных книг в миграционных исследованиях.

По данным Переписной книги Яренского уезда 1646, 1648 гг., можно предположить, что в конце 16 века - начале 17 века активно осваивались земли за Уралом. По нашим подсчетам, сделанным по Переписной книге Яренского уезда за 1646 г., только в период с 1642 по 1646 г.г из Коми края за Урал ушло 1232 человека. Оседали люди, вероятно, и по реке Пелым, основывая здесь свои поселения.

Один из этапов исследования построен на анализе Переписной книги Яренского уезда 1646, 1648 г.г. основным методом является количественный подсчет, качественный анализ, составление корреляционной таблицы, сравнение и сопоставление, группировка данных по этой таблице. Система составления таблицы следующая:

ФИО ушедшего, откуда ушел, в каком году ушел, куда ушел (Урал, Сибирь, Пелым, безвестно, прочие)

Всего было выписано более 1500 имен людей, ушедших из Коми в разных направлениях, из них 1232 человека ушли за Урал в 1646, 1678 г.г. Был проведен соответствующий статистический анализ. Для примера взят период с 1642 по 1646 г.г.

Прим. Под каждым именем, практически везде, в Переписной книге записаны и сыновья, ушедшие вместе с отцом, поэтому общую цифру 252 надо умножить в среднем на 2, а то и больше. Поскольку везде есть пометка, что «двор их пуст, земля заброшена». Вероятно, семьями уходили эти люди за Урал. Примерно 500 человек ушли за Урал только в период с 1642 по 1646 г.г. При этом, больше всего уходило людей с Вычегды (113) и Сысолы (69). Чуть меньше поток был с Мезени (54) и Выми (43). Но при этом надо учитывать и то, что погостов и поселений на Вычегде и Сысоле было значительно больше, чем на Выми и Мезени. Если сравнить данные по годам, то получается, что в 1642 г. ушло людей за Урал больше, чем во все остальные годы (72). В последующие годы поток уходящих людей сократился до 34 семей, но в 1646 г. снова наметилась тенденция увеличения уходящих людей. Если в качестве примера взять население вымское, то картина получается такая - в 1642 г. отсюда ушло 20 семей, а к 1646 г. поток значительно сократился (3 семьи). 30 - 70е годы XVII века - «голодные годы» - возможно, поэтому наблюдается такой массовый уход людей в Сибирь, за Урал. Люди бежали в Сибирь не от хорошей жизни. На рубеже 70 - 80 годов XVI века Российское государство оказалось в трудном положении. Страна была изнурена 25-летней Ливонской войной. Тысячи людей погибли во время террора, развязанного опричниками Ивана Грозного. В довершение всего, на Россию обрушились неслыханные ранее стихийные бедствия: чума и голод (из-за тяжелых неурожаев), унесшие уже не тысячи, а сотни тысяч жизней. Страшные неурожай и «Смутное время» в начале XVII века еще больше ухудшили положение населения. Летописи рассказывают «И бысть глад велик по три лета вряд. И от того глада изморша много множества людей...». Спасаясь от голодной смерти жители Коми края переселялись за Урал, надеясь найти там избавление от нужды и бедствия. «Пермяки (то есть коми) многие в голод тот разбрелись по Вятским и Сибирским городам, а иные померли с неядения».

Имеются свидетельства, относящиеся к 1499 году (конец XV века) о том, как осваивалось Зауралье и то, что р. Пелым так же играл свою роль, как один из путей переселения коми за Урал. В летописных документах рассказывается: «Из Печоры реки пошли воевода на введение Пречистой Богородицы» (21 ноября 1499 г.) и за две недели достигли Уральских гор. Отряд Бражника отделился от остального войска и пошел на Куд и Воголич, т.е. на верхнюю Печору и за Урал в область рек Пелыми и Нижнего Иртыша. Отряды Курбского и Ушатого прошли «Камень щелью», т.е. перешли горы». Через неделю после прохода гор войска прошли в городок Лялин, что близ современного Саранпауле в Тюменской области. Т.е. отряды Курбского и Ушатого уже в конце XV века, возможно, бывали в районе Пелыма.

Мы так же имеем свидетельства о том, что коми в XVI веке, в 1593 году, участвовали в походе войск под командованием князя Петра Горчакова и Никифора Траханитова против пелымского князя Аблегрима. При этом были основаны зауральские города Пелым и Березов. В 1593 году возникли Пелым и Березов: «Лета 7101 (1593 г.), - рассказывает летопись, - повел князь Великий Федор послати пермяки вычегжаны и вымичи на Пелымь и Березов городки строити». «Пермяне и вымичи» упомянуты в царском наказе князю Горчакову, посланному строить Пелым, среди участников его похода. В их числе, вероятно, находился Андрей Енгиреев из вымского погоста Шошки. В одном из документов говорится, что он «взят на Березов в казаки в 7101 году». Через год, «лета 7102 повеле князь великий Федор взятии от вымичей и вычегжан 10 человек лутших людей с жоны и с детьми в Сибирь на Березов город и тамо жигио. Есть следующие упоминания: «Вымичи Василий Тарабукин, послан в Березов в 1598 г., Нечайка Петров в 1600 г. из Коней, Митька Алексеев сбежал в 1601 г. из Коней, и.т.д. Мы видим, что с Выми, практически ежегодно уходило, и немало, людей за Урал, оседая там. Неудивительно, что в «голодные годы» люди уходили туда массами по проторенной дороге, на места, уже освоенные предшественниками.

Имеются свидетельства и о том, как с Зауральской стороны являлись люди в земли Вымские, Вычегодские. Так, имеется упоминание в Погодинской летописи, на которую ссылается в своем исследовании Скрынников Р.Г.: " Отразив нападение большой Орды, Москва смогла выделить силы для похода в Зауралье. В 1483 г. воеводы князь Федор Курбский и Иван Салтыков Травин с воинскими людьми прошли с Вишеры на Лозьву и Пелым, рассеяли отряды пелымского князя Юшмана и двинулись «вниз по Тавде реце мимо Тюмень в Сибирскую землю». Затем с Тавды они перешли на Тобол, Иртыш и Обь, «повоевали» Югру и взяли в плен многих князей».

Поход Федора Курбского имел важные последствия. Используя посредничество пермского епископа Филофея, сибирские князьки вступили в переговоры с Иваном III. "От всея земли Кодские и Югорские" в Москву прибыл вогульский князек Пыткей. Он привез поминки от кодских князей Лабада, Чангила и других и просил великого князя освободить пленных югорских князей. Его просьба была удовлетворена. В конце 1484 г. кодские князья Молдан, Сонта и Пыткей прибыли из Зауралья под стены Усть-Вымского городка и заключили с епископом и местными вымскими князьками мир «на том, что им лиха не смыслити, ни силы ни чинити над пермскими людьми, а великому князю правити во всем». Князья скрепили мир священным обрядом: "со золота воду пили"

Имеются интересные сведения о последних месяцах Ермакова похода в Сибирь, желании Ермака использовать Пелымский путь для обратной дороги. Именно в это время он (Ермак) предпринял поход на Пелым. Все сведения о Пелымском походе содержатся в "Истории" С. Ремезова и во вставных листах к ее тексту, на которые ссылается исследователь Скрынников Р.Г., а так же в Кунгурской летописи. Если бы поход на Пелым увенчался успехом, казаки овладели бы самым удобным путем из Пелыма в Кашлык. (Позже эта дорога стала надолго для русских основным путем сообщения с Сибирью). В своем походе отряд Ермака чем дальше продвигался на север, тем больше ему приходилось преодолевать сопротивление со стороны местного населения манси. Ермак побывал совсем недалеко от Пелыма, где находился князек Аблегирим, но штурмовать укрепленное городище не стал, желая уберечь от новых потерь свой и без того малочисленный отряд.

Пленные, захваченные близ Пелыма, твердили, что никакого пути с Пелыма на Русь нет («и по допросам пути нет за Камень в Русь»). Мансийские шаманы старались убедить казаков в том же самом. Если верить Кунгурскому «сказу», они заявили Ермаку: «Через Камень, де, хоть и думаешь, не пойдешь, и дороги нет...».

Местные манси конечно же знали о существовании Лозьвинского пути из Зауралья в Пермь. Что же заставляло их давать казакам неверные сведения? Как видно, пелымских жрецов и старейшин вполне устраивало присутствие казаков в Кашлыке, препятствовавшее восстановлению власти Кучума над Пелымским «государством». Казаки были вынуждены повернуть с Пелыма вспять.

Во втором пелымском походе участвовали и ветераны из отряда Ермака. Из рассказа старожила, записанного во время экспедиции на Пелым: «Помню в детстве на берегу р. Пелыма была горка, которую все называли Казачья или Ермакова. По рассказам старожилов, здесь находилось захоронение стрельцов ермаковской дружины. Говорят, торчали когда-то из земли, подмытой водой реки, кости, мечи, щиты. Суеверный народ боялся к ним прикасаться. Так со временем вода подмыла Казачью гору и поглотила содержимое в свою пучину – вязкий ил, свойственный этой реке. Много тайн хранит Пелымская земля». Из Каргополя, Перми и Вятки в окрестности Пелыма прибыли первые русские крестьяне-переселенцы. Их поселили отдельной слободой и выделили земли под пашню. Гарнизонные стрельцы так же получили разрешение распахать пашню.

Известно, что в самом конце XVI века, в 1597 году, была открыта новая, более удобная дорога в Сибирь. Она вела с Камы на верховья реки Туры. На том месте, где эта дорога выходила с Туры, в 1598 построен город Верхотурье. Расположенный на бойком месте Верхотурский край заселялся очень быстро. Среди переселенцев имелось немало выходцев из разных районов Коми края. В 1635-1636 годах среди «гулящих людей» Верхотурского уезда было 242 коми: с Вычегды, Выми, Лузы, Сысолы. В 1672 - 1673 годах здесь жили 26 семей, пришедших сюда из 16 волостей Коми края (из Жешарта, Усть-Выми, Турьи, Шошки). Многие коми переселенцы занимались крестьянским хозяйством в новых деревнях возле городов. Так в 1639 - 1640 годах вдоль берегов реки Туры возле города Верхотурье появились деревни Зырянская, Мальцева, Первушки Букина, братьев Букиных, семейки Ошкокова, Митьки Зырянова, Семейки Гилева, Костьки Шешукова. Некоторые коми переселенцы поселились вдоль государевой дороги в качестве ямщиков, так в 1601 году из района того же Верхотурья подали царю челобитную «ямские охотники Ондрюшка Мокеев сын Зырянов и в товарищей своих место».

К концу ХУЛ - началу XVIII веков только в южной части Западной Сибири в 69 из 120 переписанных деревень встречены коми фамилии, такие как: Бутов, Айкин, Гуляев, Паршуков, Момотов, Кынев, Гилев, Бараксанов, Сысолетин, Сысоленин, Вьшитников, Мезенцев (всего более 40). И кроме них до 120 распространенных, как у коми, так и у русских фамилий: Нехорошев, Сажин, Протопопов, Суров, Коновалов, Туголуков, Приезжев. Сами деревни нередко носили такие коми названия: Зырянка, Зырянская, Пермитина, Бутова, Тарабукина, Ботева, Таскаева, Бобкова, Полева, Рубцовская, Мамонтовская, Тарышкинская, Гилева

О коми - зырянах на Пелыме старожилы говорят, что они жили в таких деревнях, как: Петрово, Еремино, Вагиль, Гари, Гаренки, Вершина, Портах. В д. Вершина жили Гусельниковы, Собянины. В Портахе – Еремеевы. В Вагиле – Сотниковы, Гусельниковы, Зузевы (Зюзевы). В Гаренках – Поповы, Лыткины. В Гарях тоже жили зыряне – Мерзляковы. В д. Петрово жили коми, но не зыряне, пермяки – Кылысовы, Боталовы, Нешатаевы.

Во время школьных экспедиций 2003 – 2004 г.г. на р. Пелым нами была тщательно изучена карта бассейна реки Пелым, топонимы и гидронимы, встреченные здесь, нас заинтересовали. Была проведена соответствующая работа с топонимистическими словарями. Например: такие названия деревень, как юрта Собянина, Тасманова, Рочева, Бурмантова, Лобанова, Рычкова, Петрова, Вотьпа, Сальты, Гаренки Гари, Ляля, Лобва, Ошмарья, Пуксинка и т.д. имеют явные коми корни.

Однако, местные старожилы дали нам некоторые свои объяснения происхождения названий населенных пунктов по Пелыму.

Вотьпа – в переводе с мансийского «сирота». С названием этой деревни связываются два предания:

1. Пришли в деревню воины и всех жителей перебили. Осталась одна девочка – сирота.
2. Одну девочку отдали в д. Кошмаки на работу, а в это время в деревне начался мор. Все умерли от тифа, а она осталась.

Шанталь – «непохожая на других, отличная от других» (мансийское). С мансийскими корнями связывают местные жители названия следующих деревень по Пелыму: Сальты, Массава, Вагиль, Бурмантово

Само название реки Пелым - на коми языке - «пелысь» - «рябина». И действительно, вдоль обоих берегов реки на протяжении всего пути мы видели огромные заросли рябины. Хотя местные жители объясняют происхождение названия реки от мансийского «ледяная».

Мы попробовали сделать с помощью коми словаря и коми топонимистического словаря перевод названий некоторых гидронимов и топонимов, которые распространены в уральской округе (районы рек Пелым, Сосьва, Тавда Свердловская область).

Нерпья - нюр (болото) - болотная река. Там действительно очень болотистая местность, болота простираются всюду.
Ворья - вор (лес) - лесная река.
Лозьва - лоз (синий) - синяя река. Нам местные жители сказали, что «Лозьва - самая чистая река здесь, вода ее «почти голубая». Да и мы, проезжая мимо этой реки обратили внимание на ее прозрачность, дно реки видно было даже из окна поезда.
Сосьва - (содз) - чистая вода.
Лобва — (лоп) мусор — грязная вода. Цвет воды в р. Лобва на самом деле, в отличие от других рек, мутная и имеет желтоватый цвет. Кроме того, по словам местных жителей, в ее верховьях очень много лесных завалов.
Нясьма - (няйт) грязь - грязная река.
Мулымья - (му) земля, (лым) снег - река на заснеженной земле. Эта речка расположена значительно севернее всех остальных рек в данном районе.
Косья - (кос) сухой - сухая река.
Пывъях - (пув) брусника, (яг) лес - брусничный лес. Местный егерь подтвердил и сказал, что в этих местах, действительно, много брусники.
Войтья - (войсоло) дождь - дождевая вода.
Нюрумья - (нюр) болото - болотная вода.

В названиях населенных пунктов так же прослеживаются определенные коми корни:

Сальты - (ты) - озеро, около озера Саль.
Ошмарья - (Ош) - медведь (ица) - Марья.
Пуксинка - (пукси) - сидеть, осесть.
Мортка - (морт) -человек.
Гари, Гаренки - после пожарища.

Еще одна вещь бросается в глаза - многие гидронимы и топонимы, как будто копируют, являются аналогами некоторых коми топонимов и гидронимов. Возможно, коми уходя за Урал, приносили сюда не только свои фамилии, но и прежние названия рек, населенных пунктов и т.д. , а манси, в свою очередь – приносили на коми землю свои топонимы. Например,

Свердловская область - Республика Коми
Западный склон Урала - Восточный склон Урала
Тура, Верхотурье, - Турья (Княжпогостский район, р. Вымь).
Новая Тура, Турья.
Каква — Коквицы (Усть-Вымский район, р. Вымь).
Вижай - Вежаю (Княжпогостский район, р. Вымь).
Новая Ляля - Ляли (Княжпогостский район, р. Вымь).
Пальяново - Палевицы (Сыктьюдинский район, р. Вычегда).
Гари, Гаренки - Гари (Сысольский район, р. Сысола).
Шанталь - Шантым (Троицко-Печорский район, р. Илыч).
Косья - Косью (Троицко-Печорский район, приток Илыча).
Чульюган — «Гульчунь» (Сысольский район, р. Сысола),

Отношения между коми, манси и русскими землепроходцами.

Своеобразно складывались отношения коми, переселяющихся за Урал с местным населением (вогуличами), а так же с вогуличами, появляющимися на землях коми (прежде всего, в верховьях Печоры и Илыча). Судя по всему, как коми охотники были частыми гостями территорий, заселенных вогулами за Уралом, так и вогулы не раз бывали в землях коми, пользуясь вероятно, одними и теми же путями. Так, например, на Верхней Печоре и Илыче заселение коми крестьянами началось во второй половине XVII века. Однако они не были первыми поселенцами в этом районе. Ранее здесь промышляли охотничьи родовые коллективы вогулов (манси), известные по археологическим памятникам и свидетельствам письменных источников. Манси оседлых жилищ не имели, они, как описывает писец Кайсаров, «...в одном месте юртами не живут, а живут переходя по малым речкам, де кому добыча».

В связи с появлением здесь коми-зырян и русских, манси (по местному «остяки» и «егра») переселились за Урал, в бассейн Северной Сосьвы. Отступление манси за Урал происходило на протяжении XVII и XVIII веков, но и позднее манси в летнее время обитали в верховьях Печоры и ее притоков Илыча, Подчерья, Щугора, пасли стада оленей. Даже в недавнем прошлом каждую весну они спускались по Илычу и Печоре до Троицко-Печорска. Остяки-егра со своими юртами располагались в нескольких километрах выше Троицко-Печорска на лугу по левой стороне Печоры, отсюда сохранилось название этого места «егра-куш» («егра-поляна»). Главную цель этих заездов теперь уже составляла закупка лошадей для выполнения религиозных обрядов, жертвоприношений. Они платили за лошадей очень дорого. Из крестьян Троицко-Печорска и деревень по Илычу, никто не уничтожал лошадей до приезда егры, (именно так называло манси местное население). Даже негодных к работе, еле держащихся на ногах, потому что всякая лошадь находила сбыт по хорошей цене. Особенно дорого оплачивали егра (манси) белую или пегую лошадь. По материалам школьной экспедиции на р. Илыч (Троицко-Печорский район Республика Коми) имеем сведения о том, что в районе д. Саръюдин ежегодно прибывали «егра» (вогулы, манси) для обмена товарами. Они останавливались у ручья, который сами называли «Табак-ель» и «стояли там пока не закончится какой-то их праздник». В XIX веке здесь шла оживленная торговля и обмен товарами между местным населением и егрой (манси). Манси («егра») везли сюда меха, рыбу, а местные жители и Чердынские купцы везли сюда табак да вино. Они наряду с лошадьми у егры пользовались особым спросом. Когда егра приезжали на тогр, они останавливались передохнуть у скалы, которую называли «кирпич-кырта». Они даже сделали здесь печь для большего удобства, переняв этот опыт у коми. Из дневника Веры Варсанофьевой, путешествовавшей по Илычу, написанном в к. 20-х г.г. XX века, говорится, что по рекам Нерым-ю и Укь-ю (притоки Илыча в верховьях), берущим начало в горах Нерым-из и Парус-из проходили егра, которые жили в Сибири, по р. Сосьва. Вера Варсанофьева отмечает, что «егру здесь (на Илыче) не любили, за то, что те часто неожиданно нападали на местное население, грабили. Особенно часто бывали столкновения с ижемскими ненцами, которые тоже в этих местах кочевали, и старались всеми силами вытеснить егра за Урал. Вместе с ненцами против егра выступали и яраны. Коми и русским же ежегодный приход егра сулил определенную выгоду, так как практически за бесценок можно было на торгу выменять много полезных вещей – меха, рыба. мясо, и.т.д. Делить пастбища с егра им не надо было, т.к. сами вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством. В районе Макар-из, в угодьях Чегер Вася (скуп Вася) происходила первая встреча с егрой, кочующей из Сибири на Западный склон Урала, и местного населения. Егра приходила сюда обычно к Ильину дню. Праздник отмечали бурно. До конца сентября кочевала егра в верховьях Илыча, а затем на зиму уходили назад на Сосьву. С установлением Советской власти заезды манси прекратились.

В топонимике и гидронимике Троицко-Печорского района Республики Коми присутствует большое количество мансийских названий. Например, Саръ-ю, Морт-ю, Болван-кырта, Болван-вомын. Мань-Пупу-нер, Торе-порре-из.

Отношениям коми и манси на территории обитания коми можно дать двойственную характеристику. С одной стороны, опираясь на данные Вымско-Вычегодской летописи, мы можем утверждать, что манси были достаточно агрессивны по отношению к местному коми населению. Да, собственно, и местное население не жаловало вогуличей. Эпитеты, по отношению к ним, упоминаемые в летописи говорят сами за себя: «поганые вогуличи, утекли вверх рекою», «безвернии вогулечи». О том, что вогуличи то нападали на местных коми жителей, то мстили им за проповеди христианства в их среде свидетельствуют следующие факты:

В 1392 г. Владычный городок Усть-Вымь был окружен вогулами (манси), приведенными противником Стефана Пермского – Памом. Но взять хорошо укрепленный городок они не смогли. Узнав, что на помощь осажденным идет устюжский полк, вогулы ушли в верховья Вычегды, где были их охотничьи угодья. «...Лета 6900 пришедшу на владычный город на Устьвым погаными вогуличи, а с ним Пам-сотник окаянной. Стояли вогуличи станом на Юруме на месте зовемый Асыкояг (авт. «Лес Асыки») неделю, к горотку не приступали, а погосты около тех мест разорили...»

Сохранилось предание, что один из последователей Стефана Пермского Исаакий проповедовал среди вогулов (манси) и основал монастырь на Печоре. Но эта попытка была неудачной, а монастырь если и существовал, то очень недолго.

Есть предположение, что Владыко Герасим, за то, что продолжил дело распространения христианства среди вогуличей после Исаакия, был убит. Местное предание гласит, что Герасим был удушен новокрещенным слугой-вогулом.

1455 г. «...вслед за Питиримом (авт. Христианский миссионер, владыка) на великую Пермь пришли набегом вогулы Асыки и его сына Кушана, разграбили погосты и двинулись в Пермь Вычегодскую». Они захватили и убили ненавистного им Питирима, так же пытавшегося крестить вогулов на р. Помосе. Сохранилась и другая версия смерти Питирима, основанная на местных преданиях: Асыка вместе с вятчанами специально организовал поход для убийства епископа в отместку за крещение им печорских вогулов. Злоумышленники подплыли на плотах, замаскированных еловыми ветвями под плывущие деревья, к мысу при слиянии Выми и Вычегды, где епископ Питирим молился при большом стечении народа, и неожиданно напали на святителя.

Поскольку набеги вогульские не прекращались, великий князь Иван Васильевич организовал большой поход в Сибирь, имеющий цель не только наказать вогулов за набеги, но и привести этот народ в покорность. Это был знаменитый поход Ф. Курбского и И. Травина в 1483 г. 9 мая они вышли в поход, а 1 октября вернулись с пленными, богатой добычей..

В 1499 г., согласно летописи, великий князь Иван Васильевич отправил еще одну большую экспедицию в Сибирь. Возглавили ее П. Ушатый, князь С. Курбский, В. Гаврилов (Бражник). Среди проводников было немало коми. Экспедиция длилась почти всю зиму. В ходе ее русское войско разоряло вогульские городки, пока не привели «земских людей к целованию по их вере за князя великого».

Как видим, первоначальная агрессия вогуличей по отношению к местному коми населению, при нападениях на коми погосты, сменяется недлительным, относительно мирным периодом взаимного существования. Затем в роли агрессора начинает выступать по отношению к вогуличам русское войско, ведя себя в землях вогуличей достаточно жестоко. Так, в 1613 г., согласно вымско-Вычегодской летописи, воспользовавшись смутой, заволновались пелымские, лозьвинские вогулы. Верхотурский воевода, собрав воинские силы в Вычегодской земле и Чердыни, совершил превентивный поход на Пелым, переловил зачинщиков и казнил их: «...И шедьшу на Пелынь люди ратные вычегжане, чердынцы с воеводою верхотурским, вогульских зачинных смутьянов переимали и перевешали...».

Позднее отношения с местным мансийским населением у покорителей Зауралья, судя по всему, складывались по-разному. В каких-то случаях, это были добрососедские отношения, сопровождающиеся взаимным обменом товарами, опытом, знаниями и.т.д. Например, как это было на «Саръюдинской ярмарке» на Илыче. А в каких-то случаях, видимо, возникали и конфликты. Согласно преданию, записанному в д. Шанталь Гаринского района Свердловской области, в д. Вотьпа проживали манси, они подняли восстание, отказались платить ясак. А в другом предании говорится, что название эта деревня получила потому, что, когда внезапно на жителей этой деревни напали воины и перебили всех, чудом спаслась, спрятавшись, только одна маленькая девочка, оставшаяся сиротой. Вотьпа по мансийски «сирота». Анализируя данный эпизод, можно сделать предположение, что не всегда, видимо, мирно складывались отношения с местным населением у новых покорителей Сибири (русских, а вместе с ними и коми). Отношение к русским (коми в т.ч.) у местного населения было не всегда доверительное. Свидетельство тому, то, что манси упорно не желали пропускать русских и их проводников по р. Пелым, открывать им этот водный путь за Урал. Именно поэтому, по мнению Скрынникова, мансийский шаман упорно отговаривал Ермака не идти вверх по Пелыму, а пойти другой дорогой, когда тот со своим войском пытался до зимовья вернуться в Московию, после ряда поражений, и знал о существовании короткого пути в Россию через Урал по Пелыму и Сосьве. Однако, этим путем Ермак так и не пошел. Среди местного населения на Пелыме бытует предание, о том, что один из отрядов Ермака все же по Пелыму поднялся до д. Вершина, и там был бой с местным населением, которое не пропускало этот отряд дальше. Около д. Вершина, действительно, находится древнее городище и поселение. Местные жители рассказывают, что еще до недавнего времени при вскапывании огородов и на городище они находили железные наконечники стрел, копий и.т.д. Данный фольклорный эпизод так же показывает нам картину не самого добрососедского отношения друг к другу манси и поселенцев-завоевателей Зауралья (русских и их проводников).

Что касается русского населения, с которым соседствовали коми землепроходцы, то свидетельств натянутости отношений между ними или недоверия друг к другу, мы не имеем. Пелымская земля почти полтысячи лет является поселением русских – считает местный краевед Галкин В.П. До сих пор ханты и манси, что живут севернее, называют ее «русским местом» (деревни Еремино, Петрово, Гайдуково, Худяково, Смирнягино, Галкино, Пахомово, Путилово, Болино, Паново, Вахрушево, Кузнецово и многие другие сами за себя говорят). На наш взгляд, по поводу происхождения некоторых топонимов, можно поспорить. Пограничное расположение мансийского, коми и русского народов внесло в разговорную речь тех и других народов некоторые особенности. В Пелыми и в наше время называли рыболовную морду мансийским словом – пош. Рыболовную снасть – кулуп, прорубь – ярдань, мелкую щуку – нюр.

Потомки коми землепроходцев стали истинными сибиряками, уральцами, в большинстве своем приняли русский язык и русскую культуру и влились в состав русской нации.

Таким образом, мы видим, что кроме традиционных путей, ведущих за Урал, были пути, достаточно удобные, но мало кому известные. Их знало местное коми и мансийское население. Одним из таких путей, возможно был путь из веховий Печоры, Илыча на Сосьву, Пелым, Тавду. Этот путь местное население предпочитало держать втайне от посторонних (русских). Само же довольно активно им пользовалось. О коми переселенцах, остановившихся на Пелыме свидетельствуют сохранившиеся здесь коми фамилии, коми названия деревень, рассказы старожилов и письменные источники. Аналогичная картина складывается с переселенцами манси, которые оседали в верховьях Печоры и Илыча. Отношения между коми, русскими переселенцами и местным мансийским населением на Урале, а так же между приходившими в коми земли манси и местным коми населением в разное время складывались по-разному: от не примиримой борьбы до вполне мирного сосуществования.

Поделиться

2024 УИКНО "Надежда науки"

При использовании материалов, ссылка на http://gpv11.ru обязательна.